Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка

Кнопка

Собака и дети: единство непохожих

Антропоморфизм. Этот термин подразумевает объяснение поведения животных с точки зрения человеческой логики и морали. Но в последние годы широкое понятие антропоморфизма сузилось. В научных работах и статьях все чаще можно встретить термин «бэбиморфизм» - наделение собаки чертами ребенка, отношение к ней, как к человеческому детенышу. То есть сторонники этого течения полагают, что социальное поведение домашних собак может быть рассмотрено и объяснено в рамках взаимоотношений детей родителей.

Научный «бэбиморфизм» придумали не домохозяйки. Исследователи собачьего поведения в своих работах довольно часто сравнивают поведение собак и детей. Такое сравнение корректно в тех случаях, когда оценивается уровень социализации, влияние окружающей среды, а также отношение к указующим жестам и др.

Венгерские ученые из Университета Лоранда Этвеша (Будапешт) посвятили этой теме исследование, которое назвали "Невербальный тест получения знаний: сравнительное исследование собак и детей". Известно, что любая совместная деятельность социальных животных возможна только тогда, когда индивид может точно «предположить» и спрогнозировать, каковы будут действия остальных членов коллектива. Здесь - как в футболе, когда игрок понимает и предсказывает действия партнера, типа: откройся, получишь пас на ход.

Направления исследования

Существуют различные невербальные (не речевые) методы, которые используются для проверки взаимопонимания членов группы. Например, эксперименты, построенные вокруг «неосведомленного помощника», проверяют способность животных к взаимодействию с человеком. Сущность эксперимента заключается в том, что животное знает место, где спрятано лакомство, но не может добраться до него. Собака должна указать на место, где лежит пища, "помощнику" (человеку, не знающему о нем), который и поможет ей добраться до угощения. Ситуация «неосведомленный помощник» наиболее удобна для тестирования собак и детей. Это испытание сопоставимо с решением повседневных задач, когда и собака, и ребенок могут обратиться к помощнику-человеку с помощью невербальных (не речевых) сигналов. (Например, ребёнок может взять взрослого за руку и отвести к столу, на котором стоит вазочка с конфетами.)

В эксперименте принимали участие взрослые собаки и дети: в возрасте 2,5 лет. Испытания проходили в игровой форме - от участников прятали игрушку(награду) или палку (инструмент с помощью которого можно добраться до игрушки). Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, способны ли собаки понять, когда человек- помощник знает о местонахождении награды и (или) инструмента , а также сравнить их поведение с поведением детей, которые участвовали в аналогичных экспериментах. Возраст детей (2,5 года) был не случайно: к концу второго года дети гораздо лучше начинают понимать намерения других, наблюдение прибавляет им знаний, в том числе и об использовании жестов, с помощью которых можно управлять поведением других людей.

Методика

В эксперименте участвовали 11 взрослых собак (пять сук и шесть кобелей) в возрасте от гoда до 10 лет и 11 детей (пять девочек и шесть мальчиков) в возрасте 2,5 лет. Собаки были разных пород (три метиса, три тервюрена, две выжлы, один боксёр, один шарпей, один малинуа). Для опыта отобрали "квартирных" собак, которые очень любят играть и приносить брошенные им игрушки.

Тестирование проводилось в знакомой участникам комнате. Палку длиной в один метр помещали вне досягаемости собаки (или ребенка) в заранее оговоренное место, где ее не мог заметить помощник. Кроме того, определяли четыре дополнительных тайных места для палки и три - для игрушки. Тайники располагали под массивными предметами мебели (кровать, буфет, книжный шкаф) или же на них, но так, чтобы собака (или ребенок) не могла достать вещь . От собак обычно прятали любимую игрушку например,(теннисный мячик), а дети перед началом эксперимента сами выбирали одну из нескольких, в основном движущихся: машинки, мячики. Владельцев собак и родителей детей не посвящали в суть исследования - им сообщили, что оно заключается в изучении способов коммуникации в не речевых ситуациях.

Эксперимент

Все испытания проводились дома у участников теста. Незадолго до этого экспериментатор несколько раз приходил в дом, чтобы выбрать места для тайников, а также ознакомиться с собаками и детьми. Было проведено небольшое предварительное обучение. Хозяин собаки сначала клал игрушку в один из трех заранее назначенных тайников, а затем звал питомца. Когда собака подбегала, владелец в ее присутствии несколько раз безуспешно пытался достать игрушку рукой. Затем шел за палкой и доставал игрушку с ее помощью. С ребенком играли на полу - перекатывали игрушки. Несколько раз машинка или мяч как бы случайно закатывалась в одно из тайных мест. Ребенок не мог сам ее достать, взрослый тоже не дотягивался до нее руками. Тогда человек доставал палку и с ее помощью вытаскивал игрушку. В эксперименте участвовал также владелец собаки (или мать ребенка), который был «помощником», и экспериментатор, прятавший игрушку. Создавались четыре различные ситуации:

  1. помощник знал о том, где спрятаны и игрушка, и палка;
  2. знал только об игрушке;
  3. знал только о палке;
  4. не знал ни об одном из предметов.

Все четыре варианта проигрывались подряд, с перерывом в 3-5 минут. Дети участвовали во всех четырех тестах только один раз, а собак на следующий день ждало повторное испытание. Ход эксперимента записывали на видеокамеру, чтобы позднее проанализировать поведение всех участников.

Все испытания начинались одинаково: экспериментатор, владелец собаки (или мать ребенка), а также собака (или ребенок) входили в комнату. Однако потом ситуация менялась в зависимости от условий эксперимента.

Ситуация "палка и игрушка"

Помощник присутствовал при том, как прятали оба предмета. Экспериментатор звал ребенка или собаку, чтобы привлечь их внимание (называлась кличка собаки и ей говорили: «Посмотри сюда», а детям человек говорил: «Я буду играть с тобой, но прежде, пожалуйста, посмотри, что мы делаем»). Затем экспериментатор брал палку и вместе с помощником прятал ее в один из четырех намеченных тайников. После этого помощник садился (хозяин собаки на стул, а мать ребенка - на пол перед стулом), экспериментатор доставал из кармана игрушку и начинал игру: бросал или катал ее поочередно собаке (ребенку) и помощнику. Собаки приносили игрушку обратно, а дети катили её назад. После того как игрушка в третий раз возвращалась к экспериментатору, он, словно бы случайно, закатывал ее в один из тайников. Затем смотрел на собаку (ребенка), пожимал плечами, говорил: «Как жаль!» и уходил из комнаты. В помещении оставались только помощник и собака (или ребенок). Помощник знает, где палка и где игрушка.

Ситуация, в которой помощник знает только о том, где спрятана игрушка.

После того как экспериментатор и помощник вместе зашли в комнату и немного побыли там, владелец собаки (или мать ребенка) выходил из комнаты, сказав: «Побудь здесь, я скоро вернусь». Тогда экспериментатор звал испытуемого и говорил: «Посмотри, что я делаю». Брал палку и прятал ее один из четырех тайников. Важно было, чтобы участник испытания видел это. Потом экспериментатор приглашал помощника в комнату, они вместе играли с собакой (или ребенком), а затем игрушка снова «случайно» закатывалась в труднодоступное место. Помощник видит, куда укатилась игрушка, но не знает, где находится палка.

Ситуация, когда помощник знает только о местонахождении палки

Все участники теста вместе находились в комнате, но после того как экспериментатор прятал палку, помощник ненадолго выходил из комнаты, сказав, что сейчас вернется. Экспериментатор брал игрушку и начинал играть с собакой или ребенком). Потом закатывал её под мебель, говорил: «Как жаль!» - и выходил из комнаты, в которую сразу же возвращался помощник. Он знает, где спрятана палка, но не знает, куда укатилась игрушка.

Ситуация, когда помощник не участвовал в припрятывании ни палки, ни игрушки

После того как люди побыли вместе в комнате, помощник выходил из нее. Припрятывание палки и игра проходили без его участия. Затем экспериментатор выходил, а в комнату входил помощник. Он не знал, где находятся палка и игрушка. После завершения первой части опыта (игрушка находится в недосягаемом месте) помощник усаживался на стул и оставался на нем около 30 секунд, ничего не говоря собаке (ребенку) и только внимательно наблюдая. По истечении этого времени помощник должен был достать палку и игрушку, полагаясь либо на свои знания( если участвовал в припрятывании), либо на поведение собаки, либо просто проверив все известные ему тайники. Во время поисков помощник игнорировал собаку (ребенка) и не разговаривал с ней. Найдя палку, он должен был достать с ее помощью игрушку и вернуть инструмент на место. Получив игрушку, помощник немного играл с собакой (ребенком). Поведение собак и детей изучалось и оценивалось во время фазы ожидания, то есть в те 30 секунд, когда помощник ничего не делал и просто внимательно смотрел на участника испытания.

Поведение участников

Предыдущие исследования показали, что собаки не только хорошо понимают человеческие коммуникативные сигналы, но и способны сами привлекать внимание людей к тому, что их заинтересовало. Если пес просит еду, то обычно он вначале смотрит на нее, затем пристально глядит на хозяина, затем чередует взгляды, а если желаемого эффекта нет, то может даже залаять. Такое поведение можно считать аналогом жеста привлечения внимания у людей. Чередование пристального взгляда между желаемым объектом и человеком также наблюдалось и в исследованиях поведения детей. В описываемом исследовании дети (и собаки) часто комбинировали типы сигнального поведения. Например,дети часто смотрели на мать, на игрушку, а потом указывали на неё и просили: «Дай это!»

Результаты

Поведение участников оценивалось очень просто. Оценку 1 ставили тем, кто предоставлял информацию об объекте, местоположение которого было не известно помощнику. Информирование помощника о предметах чье местоположение уже было ему известно (ненужная информация), засчитывалось только после предоставления нужных сведений. Отрицательная оценка (-1) ставилась, если участник информировал о местоположении предметов, уже известных помощнику. Оценка "0" ставилась, если сигнальное поведение собаки (ребенка) давало только частичную информацию, необходимую помощнику (то есть участник показывал только один из известных тайников), или предоставляло нужную информацию после ненужной

Выяснилось, что собаки чаще обращали внимание на место, где спрятана игрушка, чем на палку, с помощью которой её можно достать. Напротив, дети показывали и на игрушку, и на палку, в тех ситуациях, где помощник знал либо местоположение обоих объектов, либо ни одного. В тех случаях, когда помощник знал местонахождение только палки или только игрушки, дети показывали неизвестное помощнику место, где был спрятан предмет.

И дети и собаки чаще указывали помощнику на игрушку, если он не знал то место, где она спрятана. Однако участники экспериментов реже обращали внимание на палку, вне зависимости от того, знал помощник о её местонахождении или нет.

В тех испытаниях, где у помощника была информация только об одном из предметов (игрушке или палке), дети гораздо чаще, чем собаки, указывали на местоположение предмета, который не замечал человек (показывали на палку, если человек видел, где спрятана игрушка, и, наоборот, на игрушку, если он видел, куда спрятана палка).

Если сравнить действия собак с действиями детей, то одним из главных различий была нерегулярность поведения, когда собаки указывали на палку. Можно предположить, что это объясняется межвидовыми различиями: у 2,5-летних представителей вида «человек разумный» гораздо больше опыта для того, чтобы решать возникающие проблемы с помощью каких-то предметов в качестве инструментов. У собак же в их естественном поведении элементы «орудийной» деятельности (использование предметов) проявляются редко, поэтому им сложно было связать спрятанную палку с возможностью получить игрушку. Предварительных испытаний для того, видимо, оказалось недостаточно.

Кроме того, различия в способах решения задачи могут быть объяснены особенностями памяти собак. Возможно, условия эксперимента превысили способность собак запоминать задачу (проходило 5-6 минут между тем, когда палку прятали, и тем, когда наблюдали за сигнальным поведением собак).Отсутствие интереса к палке у собак может быть также результатом различной «мотивационной ценности» двух предметов(палки и игрушки). Животные очень хотели получить игрушку, поэтому они былин не очень внимательны, когда человек доставал игрушку палкой и убирал ее. Как следствие,они были менее мотивированы в поисках этого инструмента.

Зато дети учитывали особенности ситуации (знает помощник, где предмет, или нет) и гораздо чаще указывали человеку на предмет, местонахождение которого было ему неизвестно. Собак тестировали в течение двух дней. Если в первый день они не продемонстрировали понимания ситуации (когда «помощник» знает о местонахождении предмета, а когда - нет), то во второй - оказались более восприимчивы к тому, участвовал человек в припрятывании игрушки или нет. Весьма маловероятно, что это изменение в поведении собак от первой сессии эксперимента до второй стало результатом быстрого обучения, потому что животные не получали обратной связи от помощника (то есть любого поощрения своих действий). Однако, возможно, собаки уловили «алгоритм» экспериментальной ситуации и сообразили, что помощник готов получить игрушку и играть с ними даже в том случае, если он не участвовал в ее припрятывании. Это увеличило активность собак, показывающих человеку, где спрятана игрушка. Животные продемонстрировали определенную способность оценивать прошлый опыт людей. Подобная восприимчивость позволяет собакам изменять свое поведение с учетом действий человека.

Экспериментальные исследования показали, что у собак хорошо развиты социальные познавательные навыки. Это подтверждает гипотезу, утверждающую, что сложность человеческих социальных систем вынудила домашних собак в ходе их эволюции адаптироваться к этим системам. Возможно, это и привело к появлению сложных социальных познавательных навыков у этих животных.





Собачий рейтинг на Security-dog.org Рейтинг зоосайтов ЗооТоп100

 

Администратор:

Hosted by uCoz