Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка

Кнопка

Истоки поведения собак

Первые исследования

Приручение и использование собак было бы невозможно, если бы пастухи и охотники не знали некоторых особенностей формирования собачьего поведения. Для того чтобы выбрать хорошего помощника в работе, люди издавна придумывали разные способы. Большинство методик базировалось на досужих вымыслах, но некоторые были основаны на вполне объективном наблюдении за развитием собак.

Одно из первых масштабных исследований формирования поведения собаки было опубликовано профессором Мензелем в 1936 году. Он обобщил свои 16-летние наблюдения за более чем тысячей щенков. Мензель писал, что развитие собаки можно разделить на обособленные периоды, или стадии. Позже (в 1965 году) аналогичное исследование предприняли Скотт и Фуллер, придя к схожим выводам. Кроме того, в обоих исследованиях проводились параллели между периодами развития собаки и человека, хотя сейчас такие аналогии кажутся несколько надуманными. Мензель отдельно выделял значение влияния окружающей среды на развитие щенков. Он детально описал, как четвероногие малыши привязываются к человеку, и отметил, что с возрастом они более настороженно относятся к незнакомым людям. Кроме того, профессор утверждал (не приводя, однако, доказательств), что особенности поведения взрослой собаки можно точно спрогнозировать, если наблюдать ее с щенячьего возраста. Эта идея стала одним из самых важных вопросов в исследовании поведения собак.

Периоды развития

Формирование поведения можно рассматривать как процесс, который происходит при взаимодействии генетического материала животного и факторов кружающей среды, в которых животное существует.

Представления Скотта Фуллера(1965) о развитии поведения собак оказали огромное влияние на современную науку о воспитании и дрессировке собак. - Четырех этапная модель, разработанная данными учеными лежит в основе практически всех материалов, касающихся темы. Даже исследователи поведения волков обращаются к котам Скотта и Фуллера, впрочем бытует мнение, что правомочность их аналогий сомнительна, поскольку ученые наблюдали главным образом за щенками биглей, а поведение этой породы сильно изменено искусственным отбором. Исследователи выделили четыре этапа формирования поведения у собаки.

Неонатальный период (0-12 дней)

Волчата проводят этот период в темном логове, которое мать устроила за несколько недель до их рождения. Логово находится на глубине 2-3 метра от поверхности и обеспечивает вполне стабильный микроклимат, очень важно для развития терморегуляции у волчат. Восприятие окружающей среды ограничено осязанием и обонянием. В это время только мать и однопомётники являются источником физического контакта, который включает в себя возбуждение осязательных рецепторов около рта (когда волчонок сосет) и на теле (когда детеныши борются за положение в логове или у соска или когда мать облизывает их), а также обоняния (когда волчонок узнает определенные запахи). Волчица редко оставляет логово - корм ей приносит волк.

Однако щенки домашней собаки появляются на свет в совершенно иных условиях. Суке обычно предоставляют искусственное логово. Как правило, оно открыто и хорошо освещено. Это разнообразит окружающую среду щенков и предоставляет им пространство для иных (по сравнению с волчатами) социальных стимулов (контактов с человеком и членами его семьи). Кроме того, хозяин обеспечивает суку всем необходимым, что делает не обязательной заботу самца. Этот фактор и свел на нет моногамное поведение у собак.

Вообще, вмешательство человека изменило многие аспекты репродуктивного поведения собак как биологического вида. Например, одичавшие собаки выращивают потомство отдельно от стаи (в отличие от волков), и одна из главных причин высокой смертности среди щенков заключается в том, что сука не может найти подходящее место для логова или слишком часто оставляет детенышей, отправляясь на поиски пищи (потому что ее не обеспечивает этим кобель - отец щенков).

Переходный период (13-21 день)

Волчата проводят этот период в логове с однопомётниками и матерью. Их двигательные способности развиваются медленно, и исследовательское поведение ограничено одним только логовом. Этот период характеризуется развитием перцепционных способностей (способностей к восприятию). У волчат открываются глаза и слуховые каналы.

У собак разных пород в сроках открытия глаз и ушей есть небольшие различия. По данным Скотта и Фуллера (данные собраны в середине XX века), и, поскольку поведение представителей разных пород сильно изменилось в процессе шоу-селекции, возможно, нуждаются в известной коррекции. Большинство кокер-спаниелей открывают глаза на 14-й день, что характерно только для 11% фокстерьеров того же возраста. Однако, что касается времени открытия ушных каналов, то тут ситуация диаметрально противоположная: спаниели отстают, только 61% щенков откликаются на внезапный звук, тогда как почти все терьеры его слышат. Задержка развития слуха у кокер-спаниелей может объясняться их висячими ушами. Возможно, этим собакам требуется большее количество времени, чтобы научиться классифицировать звук.

В данный период у щенков развиваются моторные навыки для передачи определенных сигналов общения, например появляется покачивание хвостом. Щенки постепенно учатся изменять своё поведение в зависимости от изменений окружающей среды.

Джон Пол Скотт был руководителем отдела исследований поведения в г. Бар-Харбор, штат Мэн. Кроме того, он был основателем Центра исследований социального поведения. Известность ему принесли работы в области генетики поведения собак. В1965 году была издана его главная работа, книга «Генетика и социальное поведение собак», написанная в соавторстве с Джоном Фуллером. В ней обобщены наблюдения ученых в течение 13 лет. Книга считается классической в области исследования поведения собак и выдержала многократные переиздания, ее до сих пор изучают студенты-этологи и на нее продолжают ссылаться другие ученые.

Скотт и Фуллер начали изучать поведение щенков в начале 50-х годов XX века с целью выяснить, насколько наследственность влияет на поведение собак. В 1958 году Скотт описал критические периоды в жизни щенка.

Период социализации (20-84 дня)

Волчата обычно выбираются из логова в возрасте около трех недель. Это очень важное изменение окружающей их среды. Теперь они могут знакомиться с новыми зрительными и слуховыми стимулами, а также развивать моторные навыки в общении с членами стаи. Период социализации соответствует «чувствительному периоду», о котором будет написано ниже.

Собаки и волки в состоянии демонстрировать сложные моторные действия (например сигналы общения) без большого предварительного опыта общения. Напротив, признание партнера как социального компаньона и ответ на его поведенческие сигналы зависят от опыта.

Собаки, которых выращивали с кошками (эксперименты Фокса, 1971 год), не нуждались в слишком большом опыте, чтобы принять других собак (или даже собственное отражение в зеркале). Им требовалось время, чтобы научиться определенным социальным сигналам, а также соответствующим образом отвечать на поведение других собак. Например, такой опыт был необходим им, чтобы продемонстрировать поведение подчинения.

Социальные взаимодействия (в том числе общение с особями своего вида) помогают животным узнать, как управлять моторным поведением. Например, щенки приобретают навык использования укуса именно в социальном контексте (во время взаимодействий с другими щенками).

Волчата проводят это время возле логова, в стабильной социальной обстановке. В возрасте 8-10 недель они перестают сосать мать и начинают зависеть от пищи, которую приносят родители. Детеныши получают свою долю пищи, активно выпрашивая ее у других: облизывание уголков рта вызывает срыгивание пищи у взрослого волка. Вызывание срыгивания уменьшается только после успешных охот, когда взрослые волки притаскивают к логову не съеденное мясо. Волчата учатся соревноваться за пищу, возникают ситуации, где проявляются иерархические отношения. Эти взаимодействия обеспечивают социальную обстановку, в которой учатся волчата.

У собак дело обстоит по-другому. Если это одичавшие собаки, то отсутствие отца и других помощников увеличивает нагрузку на мать, а это приводит к большей конкуренции между щенками. Собакам, живущим с людьми, человек предоставляет дополнительную пищу, однако щенки испытывают недостаток социальных контактов. Регулярное общение людей со щенками в этот период очень важно для социализации (приобретения навыков общественного поведения) последних.

Исследователи различают механизмы первичного и вторичного периодов социализации, но точные сроки этих периодов не всегда известны. Скотт и Фуллер утверждали, что первичная социализация происходит во время фазы «запечатления», когда животное обучается очень быстро за время короткого опыта и процесс обучения только частично зависит от внешних стимулов (например пищи).

Вторичная социализация, возможно, основана на процессах, близких к процессам ассоциативного научения. Вторичная социализация щенков напоминает процесс приручения, аналогичный тому, какой проходят «дикие» животные, знакомясь с людьми. В концепции Скотта и Фуллера механизм первичной социализации работает в тот период, когда человек и собака узнают друг друга, во время так называемого чувствительного периода социализации. Напротив, исследователь Линдсей (2001) считает, что первичная социализация происходит в течение трех-пяти недель В группе однопомётников и сопровождается вторичной социализацией с человеком, когда щенок отделяется от матери и однопомётников.

Во время этого периода щенки могут быть социализированы по отношению к человеку или различным видам животных, включая обезьян, кошек,кроликов. Это используется при выращивании собак, которые охраняют домашний скот: им предоставляют опыт общения с животными тех видов, которые они должны будут охранять.

Другое важное изменение в развитии - постепенное появление иерархических отношений среди щенков. Скотт и Фуллер отмечали, что в возрасте 11 недель у малышей резки увеличивалось количество доминантных взаимоотношении, хотя наблюдалось различие между породами. К сожалению, есть очень немного данных по волкам и собакам на предмет влияния ранних социальных отношений на более позднее поведение животного, его роль и место в социальной группе.

Юношеский (ювенильный период)
(от 12 недель до 6 месяцев и позже)

Это самый продолжительный и наиболее изменчивый период развития, которому, однако, посвящено меньше всего исследований. Большинство учёных предполагает, что этот год продолжается до полового созревания (хотя Скотт и Фуллер по неясной причине обозначили его границей возраст 6 месяцев).

Волчата начинают сопровождать стаю на охоте после 16-недельного возраста, и этот период можно условно назвать «школой охоты». Вылазки со стаей формируют и улучшают охотничьи навыки волчат и помогают развиться совместным скоординированным действиям с сородичами.

Подростковый период у волков может рассматриваться как время, когда волчонок покидает свою семью. Это происходит в возрасте от 9 месяцев до 3 лет. Большинство волков если и покидают семью, то до достижения двухлетнего возраста (полового созревания), поэтому животные должны освоить весь диапазон поведенческих навыков. Таким образом, волки сохраняют способность к развитию новых социальных отношений и после периода первичной социализации.

Важно отметить, что если у молодых волков есть возможность обогатить свой социальный опыт, то у собак это происходит редко, поскольку они проводят это время уже будучи отлученными от матери и однопомётников. Такая частичная социальная изоляция может иметь критические последствия в более позднем возрасте. Необходимо, чтобы городские щенки посещали в это время дрессировочную площадку или общались с соплеменниками на прогулках. У собак половое созревание наступает раньше, чем у волков: обычно между 9 и 19 месяцами, в зависимости от породы. Начало полового созревания не зависит от степени развития поведения. Многие породы собак не демонстрируют полностью взрослое поведение до двухлетнего возраста, который соответствует времени сексуальной зрелости у волков.



Собачий рейтинг на Security-dog.org Рейтинг зоосайтов ЗооТоп100

 

Администратор:

Hosted by uCoz