Кнопка


Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка

Кнопка

Защитники и нападающие

Смещенное (переадресованного) поведение в обучении собак является неким механизмом, переключающим внимание излишне возбуждённого пса на «случайный», но находящийся в поле его зрения объект. Процесс развития управляемой агрессии соответствующего возбуждения у собак и при помощи смещенного (переадресованного) поведения вырабатывается механизмом подкрепления. И как якобы случайный предмет (кусок материи, жгут, рукав) становятся этим подкреплением. Смещенное поведение с последующей разрядкой очень быстро запоминается и становится стереотипным.

Стереотипную поведенческую реакцию на предъявление рукава чаще формируют в процессе игры, постепенно, начиная работать с собакой со щенячьего возраста. В этом случае навыки формируются на базе трансформированного у бывшего хищника путём отбора комплекса поисков охотничьего поведения, точнее, комплекса преследования добычи в процессе игры. В игре с собакой жгутик или накладка «оживляются», превращаясь в добычу, подкрепление. В ряде случае у собак стереотип на рукав вырабатывается быстрее именно в процессе игры, нежели на базе управляемой агрессии. Происходит это потому, что у животного, особенно молодого, существует потребность в игре. И эту потребность необходимо как-то удовлетворять. С другой стороны, некоторые собаки не обладают необходимыми качествами характера (прежде всего, на генетическом уровне) для того, чтобы можно было строить их (собак) обучение на базе управляемой агрессии. Как говорится, овчинка выделки не стоит. И для этих псов использование игрового метода может быть очень эффективным. Но всегда ли игра это хорошо ИГРАТЬ, НО НЕ ЗАИГРЫВАТЬСЯ

Потребность в реализации игрового поведения приводит к тому, что щенок, когда у него нет социальных партнеров (в ситуации «один дома»), ищет предмет, с которым можно поиграть (если копать глубоко — оттачивать элементы врожденного поведения). Что попадет в его поле зрения, то и будет использовано в качестве игрушки (ваша тапка, к примеру). Некоторые щенки, при высоком уровне нереализованного возбуждения (и когда оное накопилось), демонстрируют стереотипы, очевидно вызванные смещением. Таковы, например, с собаки — «грызуны» ряда охотничьих и полуохотничьихх пород. Один раз игровое поведение не нашло «правильного, с нашей точки зрения, выхода, собака переключилась на ножку стула — и все, как говорится, «до свидания»! Каждый раз, засидевшись в одиночестве и заскучав, пёс будет грызть то, что находится в пределах его досягаемости. Именно поэтому щенку, оставляемому в одиночестве, необходимо предложить на выбор множество разнообразных игрушек. И, разумеется, предварительно "объяснить" собаке, как ими пользоваться (т.е. выработать некую привычку: что можно катать и хватать, а что — жевать и грызть).

О ПОЛЬЗЕ КОМБИНАЦИЙ

Но это, как говорится, к слову. Итак, игровой метод успешно используется рядом дрессировщиков во время постановки у собак хватки на рукав и в процессе последующей работы, когда укус рукава становится подкреплением. Однако рукав в качестве подкрепления в чистом виде, больше подходит для собак, для которых важна чистота выполнения навыка в заданных условиях. При усложнении ситуации, скажем, при обучении собак для реальной работы или постановки хватки «в тело», используются иные, иногда комбинированные методы. Жесткий стереотип, привычка хватать рукав — в обучении собаки навыкам реальной борьбы с человеком, скорее, вред, нежели благо. Понятно, что когда собака концентрирует внимание на предмете, который защищает руку человека, а не на самом человеке, её очень легко ввести в заблуждение, но об этом чуть позже. Поэтому зачастую тренеры «защитники» используют в работе комплексы социального, а также оборонительного поведения собаки. Речь опять идет о тех случаях, когда пса вынуждают защищать себя или своего хозяина. Это и есть метод управляемой агрессии. Этот метод наиболее эффективен, когда используется для решения задач чисто пользовательной дрессировки, т.е. для максимально быстрого и эффективного обучения собаки реальным навыкам защитной службы (3С). Используя этот метод для обучения собак нормативной дрессировке по ЗС, тренер ожидаемо столкнется с известными трудностями при выработке, допустим, «чистого» съёма. Подобные трудности, разумеется, преодолимы, на это потребуется чуть больше времени и знаний нюансов собачьего поведения, нежели при использовании «игрового» подхода. Разумеется, метод «социальной управляемой агрессии» эффективен только для «хороших» собак, с «хорошей» служебной наследственностью.

КАК УПРАВЛЯТЬ АГРЕССИЕЙ

Итак, управляемая агрессия. В процессе её реализации подкреплением правильного поведения пса являются действия фигуранта. Причём изначально это вовсе не момент хватки, а всего лишь бегство помощника, если собака ведет себя так, как надо. В игре с собакой жгутик или накладка "оживляются" превращаясь в добычу, подкрепление. Могут длиться с сильной собакой не далее одного подхода, со слабой — вечность. Если, конечно, не найти для «слабака» нечто, облегчающее его действия, нечто, возвышающее его в собственных глазах. Тут мы опять возвращаемся к "одеяльно — тряпичному" эксперименту. Надо заметить, что при все возрастающем возбуждении, вызываемом действиями помощника (и чем его «кривляния» лучше действуют на собаку, тем он, помощник, лучше), поведение пса делается все более и более «смещенным», менее целенаправленным. Собака начинает окусываться, щелкать зубами. Если в этот момент на её пути окажется предмет, после укуса которого «кривляка — помощник оставит её в покое, то поведение (агрессия) пса получит желанную разрядку. Здесь тренеру очень важно следить за тем, чтобы собака не успела "зациклиться", не выработала устойчивого стереотипа кусания предмета. Иначе именно этот предмет станет подкреплением, которое пёс будет искать во всех похожих случаях жизни. Что нужно, чтобы этого не произошло? Всего-навсего поддерживать оптимальный уровень возбуждения собаки, не доводить её до истерики и не слишком увлекаться повторением пройденного.

ВЕРИТЬ В СЕБЯ

Но что происходит со слабой собакой, когда она в погоне за фигурантом-дразнилой кусает тряпку? Укусив её, она одерживает над помощником чистую победу — ведь он исчезает! Ее самомнение справедливо начинает расти. Появляется уверенность в себе. Почему в одном случае подкреплением становится укус лежащей на земле тряпки, в другом — побег "трусливого" , точки зрения собаки, «бандерлога»? Дело в том, что социальная агрессия прежде всего средство регулирования социальной организации животных, т.е. регулирования их отношений. В природе животные стремятся для начала просто испугать противника, обратить его в бегство, а сражаются лишь в крайнем случае. Именно поэтому бегство фигуранта — на начальных этапах эффективное подкрепление. Дразнила исчез — победа одержана! Однако конечной целью дрессировки собак по ЗС является формирование навыка борьбы с человеком. Поэтому, вновь и вновь убегая от собаки, «кривляясь» и дразня, «качая» ее, постоянно «проигрывая», фигурант делает животное всё более уверенным в себе — пока не поймет, что собака поверила в себя настолько, что готова сразиться с человеком. Далее тряпка проделывает тот же путь, -последовательно превращается в жгутик, привязывается к рукаву и т.д. Но, не надо стремиться стереотипизировать кусание тряпки до такой степени, когда укус именно этого предмета становится подкреплением. Ну а если собака изначально смела, уверена в себе (такие тоже бывают) и сразу или почти сразу готова к сражению с фигурантом? Что будет подкреплением для пса во время его сражения не с тряпкой, а с человеком? Когда поведение не смещено, а целенаправленно? Очевидно, победа. Победа, подкрепляемая правильными действиями фигуранта. Он должен быть побежден, повержен, растоптан. В этом случае поведение собаки нестереотипизируется до автоматизма, оно более гибкое и избирательное. Может показаться, что метод работы на базе комплекса преследования (где в качестве подкрепления используется «добыча») мы противопоставляем методу обучения на базе социальных комплексов (где фигурант сам по себе — подкрепление, являясь и «врагом и «добычей»). На самом деле, нет. При необходимости они отлично сочетаются.

ЗЛОБА НИ ПРИ ЧЁМ

Кстати, все «не игровые» методы обучения собак защитной службе когда -то довольно не точно называли методом развития злобы. Почему не точно? Потому что злоба развивалась у злобных, точнее, недоверчивых к посторонним, собак, из ряда так называемых служебных или караульных. А у так называемых «азартных», «геймных» собак (не путать с «геймными» собаками для собачьих боев!), чьё поведение сильно трансформировано естественным отбором, «социальный» метод никакой абстрактной злобы не развивал. Эти собаки сражались и сражаются с фигурантами без излишней злости, которая формируется либо на базе оборонительного поведения, т.е. (если докопаться до самой сути) страха, либо в результате агрессии, связанной с защитой пищи. Глубинные мотивы "боевого" поведения "геймеров" другие.

Что касается противопоставления различных методов обучения: умелые тренеры успешно сочетают метод жгута и пряника (точнее, метод жгута, он же пряник) с «социальным» методом, в том случае, если собака сразу «не идёт». Метод использования "добычи" в качестве подкрепления существенно облегчает решение «проблемы съёма» собаки с рукава (или костюма) фигуранта. Достаточно лишь правильно и терпеливо подкреплять окончание хватки укусом добычи. Впрочем, еще лучше, если «съём» формируется на ранних этапах обучения, ещё у щенка — иногда при помощи все той же добычи. Однако, там, где есть «добыча», всегда существует опасность того, что фигурант может обмануть собак , скажем, предложив ей укусить рукав, предварительно снятый с тела, а не, собственно, само «тело». Но умелые тренеры и эту проблему уже давно успешно решили (за заграницу не ручаемся, а мы так лет 20 с гаком назад), вовремя дергая за нужные ниточки, ведущие к тому или ином у комплексу поведения.

При копировании материала активная ссылка на сайт Друзья собак обязательна!




Собачий рейтинг на Security-dog.org Рейтинг зоосайтов ЗооТоп100

 

Администратор:

Hosted by uCoz