Кнопка


Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка

Кнопка

Теория игр

Гормон стресса и игра

Венгерские исследователи поведения животных, Сюзанна Хорват, Антал Дока и Адам Миклоши из Университета Лоранда Этвеша, провели научную работу, целью которой было выяснить, как во время игры строгое или дружеское поведение проводников служебных собак влияет на уровень кортизола у их четвероногих подопечных. Изменение концентраций гормона кортизола (который иногда называют «гормоном стресса») измерялось после игры в перетягивание игрушки, поиск игрушки и апортировку ее хозяину. В этом эксперименте принимали участие только рабочие собаки, прошедшие соответствующую подготовку и устойчивые к стрессовым ситуациям. Всего в исследовании участвовали 84 собаки, все - кобели немецкой овчарки. Псов разделили на две группы сообразно их «профессии»: пограничные и полицейские собаки. Концентрацию гормона определяли по его содержанию в слюне собаки. Образцы слюны отбирались до и после игры, причем делалось это максимально незаметно для собаки. Иными словами, сам факт взятия образца никак не отражался на поведении животного и не мог исказить картину исследования.

Результат исследования оказался противоречивым. Сразу после игры у полицейских собак отмечалось значительное увеличение концентрации кортизола, в то время как у пограничных собак концентрация этого гормона, напротив, понижалась. Опыт доказывает, что игра с проводником влияет на состояние собак, хотя эффект может быть диаметрально противоположным. И в немалой степени он зависит от стиля игры, которого придерживается человек. Исследователи отметили, что поведение проводников двух групп во время игры различалось, хотя сами участники исследования (и игры) могли и не отдавать себе в том отчета. Полицейские даже во время игры требовали от своих собак соблюдения дисциплины и четко установленных правил, в то время как пограничники играли более раскрепощенно, а в процессе игры хвалили и ласкали своих питомцев. Результаты исследования подтверждают ранее полученные сведения о том, что в ситуациях, связанных с контролем и доминированием, уровень кортизола у собаки увеличивается, в то время как игра и ласковое обращение снижают его концентрацию.

Кроме этого, выяснилось, что возраст собак также имеет значение. У стареющих псов концентрация кортизола изменялась в более широких рамках, чем у животных, находящихся в расцвете сил. По-видимому, у игрового поведения собак были различные побудительные факторы. Полицейские собаки играли, словно выполняли приказ, в то время как пограничные собаки легко включались в игру и делали это с явным удовольствием. Таким образом, различия в поведении, настроении и побуждении проводников влияло не только на поведение собак во время игры, но и на гормональный фон животного.

Во что любят играть собаки?

Другие исследователи из Университета Лоранда Этвеша(Лилла Тот, Марта Гаси, Джозеф Топал и Адам Миклоши) решили выяснить различные особенности и закономерности игрового поведения у собак, которые уместно назвать «стилями игры». Они наблюдали за поведением 68 собак разных пород. В ходе опыта четвероногие испытуемые играли в две различных игры: ловили брошенный мячик и «боролись» с человеком за обладание игрушкой(перетягивание). Партнерами в игре поочередно выступали два человека: хозяин и незнакомец. Ученые специально выбрали два различных типа игр: в игре в перетягивание игрушки конкурентоспособное начало более явно выражено, чем в игре в мячик. Однако в обоих случаях сотрудничество имеет большое значение. Исследователи хотели изучить факторы, влияющие на индивидуальные различия в поведении собак, играющих с людьми. Этими факторами стали:

  • наличие дружеских отношений между партнерами (хозяин или незнакомец);
  • тип игры (в мячик или перетягивание игрушки);
  • ежедневное общение владельца с собакой;
  • пол питомца;
  • возраст;
  • порода.

Большинство собак активно участвовали в обоих типах игр, хотя были животные, которые предпочитали играть во что-угодно. При игре в мячик выяснилась одна особенность: в том случае собаки практически не делали различий в партнерах по игре, и играли с незнакомцем точно так же, как и с хозяином. Возможно, это объясняется тем, что многих собак учат приносить брошенный мяч. Таким образом, игра в мячик является для животных, скорее, вариацией заученного действия, а не чистым проявлением игрового поведения. Ученые не обнаружили явных различий в поведении собак разного пола.

Понять другого

В своей книге "Собака и кошка» писатель Карел Чапек отмечал: «Я очень пристально наблюдал и могу утверждать почти с абсолютной уверенностью, что собака никогда не играет в одиночестве. Собака, предоставленная самой себе, если можно так выразиться, прямо по-звериному серьезна; если у неё нет никакого дела, она смотрит вокруг, размышляет, спит, ловит на себе блох или что-нибудь грызет - скажем щетку или ваш башмак. Но не играет. Оставшись одна, она не станет ни гоняться за собственным хвостом, ни носиться кругами по лугу, ни держать в пасти ветку, ни толкать носом камень; для всего этого ей необходим партнер, зритель, какой-нибудь соучастник, ради которого она будет лезть из кожи. Ее игра - неистовое проявление радостного чувства товарищества. Как она виляет хвостом только при встрече с родственной душой - человеком или собакой, - совершенно так же она может заняться игрой только в том случае, если кто-то играет с ней или хотя бы смотрит на нее. Есть такие чуткие псы, для которых игра теряет всякий интерес, как только вы перестаете обращать на нее внимание: видимо, игра доставляет им удовольствие только при условии, что она нравится и вам. Словом, собаке для игры требуется наличие возбуждающего контакта с другим играющим - таково характерное свойство ее общительной натуры.

Писатель сделал очень точное наблюдение. Исследователей поведения собак также очень интересует их способность к совместной игре и возможности понимать настроение партнера по игре. Так, биолог Александра Горовиц из Университета Калифорнии (Сан-Диего) посвятила свою диссертацию изучению игры собак в рамках heory of mind. Этот термин переводят на русский как «внутренняя модель сознания "другого"», т.е. это способность осознавать психические состояния себя и другого конспецифичного (принадлежащего тому же биологическому виду) субъекта: понимать убеждения, намерения, желания и т.д. Александра Горовиц провела много часов, записывая на видео игру собак в парках, а потом анализируя их поведение. Она считает, что у собак развита элементарная theory of mind. Собаки внимательны к своему партнеру по игре и в общении делают необходимые паузы, чтобы лучше понять намерения того, с кем играют.

Словом, даже в таком, на первый взгляд, несерьезном занятии, как игра, сокрыто очень много закономерностей и особенностей, иные из которых только лишь начинают описываться и пониматься ученым сообществом. И раскрытие всех механизмов игры, конечно же, позволит не только развить усовершенствовать «собачьи игры» как таковые, но и привнести много нового в весь комплекс взаимоотношений, которые объединяют человека и собаку к сегодняшнему дню. Ведь не случайно «теория игр» является одной из самых сложных и вместе с тем востребованных направлений современной математики. Собаки внимательны к своему партнеру по игре в общении делают необходимые паузы, чтобы лучше понять намерения того, с кем играют.






 

Администратор:

Hosted by uCoz