Кнопка


Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка

Кнопка

Занимательная психология

Зарядка для носа

Обоняние — самое важное для собак чувство. И если мы познаем окружающий мир главным образом глазами, то наши четвероногие друзья — своими чуткими носами. На прогулке хозяин вполне может позавидовать своему питомцу: все-все, что только есть на улице, наполнено огромным количеством запаховой информации, которая доступна собаке, но абсолютно скрыта от человека. Для собачьего носа нашлась самая разнообразная работа, и до сих пор этот точнейший «прибор» не может заменить никакое техническое средство. Работа собаки, ясно читающей след, который люди никогда не смогли бы не то, что распутать, но и просто разглядеть, вызывает восхищение. Хотя отменное обоняние полагается иметь не только ищейкам и охотничьим собакам.

Чтобы обычные домашние питомцы не «теряли нюх», были придуманы различные испытания. Часть упражнений включена в курс послушания; другие, более сложные, вошли в курс следовой работы. Но хозяину совсем необязательно посещать дрессировочную площадку, чтобы проверить чутье своей собаки: есть множество веселых игр, в которых окажется востребованным острый собачий нюх. В этих игровых упражнениях хозяину потребуется только одна «команда», которая подскажет собаке, что она должна делать. Лучше всего подходит фраза «Где это?»... Собаки быстро учатся понимать вопросительную интонацию и с готовностью начинают искать спрятанный предмет.

Вкусный след (уровень сложности: низкий)

Выполняя это упражнение, собака работает на длинном 5-6- метровом поводке. Вначале хозяин должен приготовить след. Для этого надо взять самые ароматные угощения, которые любит ваша собака (например, сыр или кусочки копченой курицы), и сложить их в пластиковый мешочек, снабженный закрывающимся замочком. Сделайте несколько отверстий в пакете, привяжите к веревке и тяните сзади себя, оставляя ароматный след. Теперь можно вернуться к собаке и попросить ее взять след. Обязательно вознаградите питомца тем самым лакомством, которое вы использовали для прокладывания следа.

Поначалу след можно прокладывать на ровном, лишенном препятствий месте, например на лужайке или во дворе частного дома. Когда собака научится быстро его распутывать, можно попробовать усложнить задачу. Пусть ароматный след пересекает дорогу, разрывается канавой, огибает деревья. После того как пес пройдет по вашим следам, обязательно угостите его, чтобы поддержать интерес к работе.

"Добыча" в зарослях (уровень сложности: средний)

В этом упражнении собаке не надо будет идти по следу, но все равно придется положиться на свой нюх, чтобы найти «добычу». Возьмите любимую игрушку собаки (пищалку или мячик), забросьте в высокую густую траву и попросите найти. Вы увидите, что питомцу понравится эта забава! Если поблизости нет никаких зарослей, то можно спрятать игрушку среди кучи опавших листьев на дворе или даже в ворохе грязного белья дома. С нашей точки зрения, подобные «укрытия» выглядят не слишком эстетично, но с собачьей «точки нюха» лучшего места для «клада» не найти.

Найди свою игрушку (уровень сложности: средний)

По сути, здесь речь идет даже не о проверке, а о забавном эксперименте, результат которого удивит даже бывалого собаковода. Опыт лучше всего устраивать на встрече нескольких друзей-собаководов, например, по случаю дня рожденья чьего-нибудь питомца. Попросите, чтобы каждый принес с собой любимую игрушку своей собаки. Предварительно игрушку надо завернуть в бумагу, а поверх нее прикрепить какое-нибудь угощение. Упакованные таким образом игрушки складывают вместе, и каждый хозяин по очереди просит собаку найти свою любимую. Так интересно смотреть, собаки, не обращая внимания на лакомства, разыскивают именно свою игрушку!

Подводный поиск (уровень сложности: высокий)

Для выполнения этого упражнения надо пойти на берег неглубокого водоема или использовать мелкий плавательный бассейн. Потребуется также игрушка, которая чуть тонет, но не идет ко дну. Можно сделать ее самому. Разрежьте теннисный мячик, насыпьте в него столько камней, чтобы он не плавал на поверхности, но и не тонул, и заново его склейте. Поначалу поиграйте в мячик на берегу, а затем киньте его на мелководье. Чтобы достать игрушку, питомцу надо будет погрузить морду в воду. Со временем некоторые собаки научаться нырять и доставать игрушку даже со дна. Опытные четвероногие «ныряльщики» могут достать именно тот камень, который бросил хозяин, найдя его среди прочих камней, лежащих на дне. Интересно наблюдать, как собаки используют свое чутье даже под водой.

Описанные упражнения — не только своеобразная «зарядка» для собачьего носа, но и занятие, объединяющее человека и собаку. Подобные игры укрепляют взаимопонимание между хозяином и питомцем и позволяют установить между ними по-настоящему дружеские отношения.

Собака, которая смеётся

"Самое большое удовольствие от общения с собакой заключается в том, что с ней вы можете дурачиться, и она не будет осуждать вас за это, наоборот, она будет веселиться вместе с вами"

С.Батлер

Объяснение действий животного, исходя из «человеческих» представлений о поведении, морали и этике, в зоопсихологии называется антропоморфизмом.

Профессиональные зоопсихологи относятся к подобным рассуждениям примерно так же, как физики к разговорам о полтергейсте и летающих тарелках. Однако домашние животные живут не только у профессионалов-зоологов. Кто из нас, глядя на проделки любимой собаки, не ловил себя на мысли, что она добивается своего, руководствуясь далеко не одними только инстинктами? Быть может, собачье мироощущение гораздо сложнее и богаче, чем мы привыкли думать?

Возьмем, к примеру, юмор в самом широком смысле этого слова. Доступна ли собакам ирония и самоирония, могут ли они подшутить над соплеменником или человеком, способны ли оценить чужую шутку? Ведь не будет большим преувеличением сказать, что из всех человеческих эмоций смех имеет самые глубокие «корни»: улыбка — это первая эмоция, которую осваивает и сознательно «использует» грудной ребенок. Так почему она не может быть некоей «фундаментальной эмоцией», доступной не одному только человеку?

О юморе, с точки зрения зоопсихолога, можно сказать только, что исследователи антропоидов признают, что эти высшие обезьяны способны иногда пошутить, при этом имеется в виду довольно «простой» юмор, который можно наблюдать, например, у детей младшего возраста. Юмор бывает разным и по-разному воспринимается. Согласитесь, утонченный «английский» юмор, ну или, например, «физиологический» американский кажется забавным далеко не всем. Нельзя говорить о том, что у животных есть чувство юмора в нашем понимании, поскольку оно предполагает высокую степень абстрагирования.

Более того, задача осложняется тем обстоятельством, что в психологии не существует четкого определения понятия "юмор". Вернее, их множество, разные психологические школы трактуют это явление по-разному. Конечно, можно попробовать выделить какие-то единые, базовые элементы, например, определить юмор как способность видеть необычное в обычной ситуации. Или, допустим, какие-то специально демонстрируемые действия, в которые вкладывается привычный смысл. Но это совсем человеческие качества, которые связаны со сложным анализом, не доступным животным.

Что же касается собак, то, таким примером «юмора» у них может служить «игровое рычание». Приведём в пример боксера. В ответ на грубую возню и похлопывание она начинает грозно рычать. По тембру это рычание близко к настоящему, но опытный собаковод сразу бы понял, что за ним нет реальной угрозы. Многие собаки склонны во время игры издавать такой «несерьезный» рык. Условно рычание можно назвать шуткой.

Проводя аналогии, скажем, что животное ведет себя точно так же, как человек, который в игре кричит своему сопернику: «А вот я тебе сейчас задам!» Собаки к таким вещам склонны. Они могут также разыгрывать шутливые спектакли. Например, одна из миттельшнауцеров, как и все собаки, с нетерпением ждала выхода на прогулку. Но, допустим, сборы на улицу частенько затягивались, и тогда собака устраивала спектакль. Так, когда хозяйка стояла в раздумье, якобы забыв что-то, она подскакивала, выхватывала у неё из рук варежку и начинала с ней носиться, подкидывать и ловить — в общем, превращала сборы на прогулку в веселое представление, при этом она была достаточно хорошо обучена.

Однако в игре никакие законы не действуют, отключаются ранговые, иерархические отношения, вот и в такой ситуации собака «забывала» про свою обученность. Многие владельцы собак, особенно те, кто занимается со своими питомцами, развивает их, могут рассказать о них всякие интересные истории. Довольно типична ситуация, когда собака крадет тапочки у гостей, а потом как будто приносит их продавать.

Наверное, это связано со способностью собаки манипулировать нами, управлять в каких-то своих целях. Употребляем это слово здесь не в привычно отрицательном значении, а как термин, описывающий одну из форм коммуникации, способ донесения своих настроений, намерений до человека, поскольку словами собаки этого сделать не могут. В этом смысле можно говорить о способности собак шутить. Но здесь, наверное, следует ждать каких-то более глубоких исследований. Однако прежде чем исследовать проблему юмора у собак, надо четко определить, что такое смех, юмор, шутка. К тому же вопрос осложняется тем, что давать определение собачьему юмору через систему элементов чисто человеческого поведения не совсем правильно. Надо придумать что-то отдельное для животных. До сих пор остается открытым вопрос: «Юмор присущ только человеку, так же, как и речь, или все-таки у животных можно найти зачатки способности к юмору?» Говоря о юморе и животных, можно рассуждать о способностях к игре, произвольному обману или проявлению эмоциональной радости.

Американский биолог Патрисия Симонет утверждает, что собаки умеют издавать особый звук, который можно считать аналогом нашего смеха. Считается, что он успокаивающе действует на других собак. Насколько научно такое утверждение? Такие сведения кажутся сомнительными. При общении млекопитающих какой-то звук или поза не имеют однозначного смысла. Чаще всего элементы коммуникативного поведения многозначны и зависят от контекста, как, например, в случае с рычанием. — Собаки часто привлекают внимание владельцев забавными выходками. Они так шутят или просто понимают, что подобным поведением можно заслужить внимание человека, а часто и угощение?

Кандидат биологических наук, этолог Елена Сергеевна Непринцева: "Я знала собаку, которая очень любила шутить с тапочками гостей, «выкрадывая» обувь, а потом принося ее обратно. Хозяевам это не нравилось, и когда собирались гости, они тщательно следили за собакой, и та выработала тактику ответного поведения. Пес вел себя очень мирно, зная, что в суматохе застолья бдительность хозяев рано или поздно притупится. Улучив момент, он заходил под стол и либо брал тапочек, который упал с ноги, либо очень аккуратно снимал его с ноги гостя. Именно гостя: у хозяев пес тапочки не воровал. Иногда он с шумом уносил «добычу» в комнату, а иногда очень спокойно, незаметно уходил, но спустя некоторое время вдруг возвращался, неся тапочек в зубах. Кульминацией представления, к которой и стремился пес, было общее возбужденное состояние, когда все начинали смеяться, смотреть на него, то есть он оказывался в центре внимания."

Такое поведение можно было бы объяснить, если бы в семье практиковалось кормление со стола, но нет. Это была такая бескорыстная собачья «шутка», за которую пес ничего не получал. Однако если бы хозяева так не заботились о том, чтобы предупредить его выходку, может быть, он и не преуспел бы в этом деле. Но поскольку за ним следили, то для пса это превратилось в интересную игру — кто кого перехитрит.

Бывают у собак и «плоские шутки». Например, подскакивают, выхватывают вещь и уносятся с ней, дразня хозяина, мол, попробуй отними. Это вполне сопоставимо с некоторыми типами шутливого поведения у людей. Собаки любят играть. Можно ли считать, что собачий юмор проявляется именно в игре? Иногда собаки в игре демонстрируют поведение, которое можно расценить как шутку. Например, выхватывание из рук предметов — довольно распространенная шутка у многих собак. Словом, то, что мы оцениваем подобное поведение собак как шутку, и стимулирует их действия. Шутка помогает создать дружескую атмосферу — так же, как игра создает некое состояние «отключения правил», то есть некий выход за привычную систему организации отношений. В этом и заключается ее ценность.

Заведующая экспериментальным отделом мелких млекопитающих Ольга Геннадьевна Ильченко: "У меня жил аборигенный среднеазиат, вывезенный из Средней Азии. В молодости он боялся всего, что есть на городских улицах, и облаивал любой новый предмет. Это было так смешно, что я все время хихикала. Однажды я находилась в плохом настроении, и когда он залаял на что-то, я не засмеялась. Вот тут пес запаниковал по-настоящему. Для него мой смех означал, что ситуация нестрашная. Впоследствии я старалась смеяться над ним, даже когда мне не хотелось, потому что знала: мой смех его успокаивает." Это хороший пример. Ведь сейчас у многих собак есть различные страхи, которые плохо поддаются коррекции, например боязнь петард.

На самом деле, смех может быть поддержкой, даже способом воспитания. Все собаки, особенно щенки, ориентируются на реакцию хозяина, и часто у щенка, который проявляет вполне нормальную робость к каким-то вещам, можно развить ее до фобии своим собственным неправильным поведением. Хозяин должен либо спокойно реагировать на страх, либо даже смеяться над ним: это говорит о расслабленности человека, дает щенку информацию, что ситуация нестрашная, позволяет ему адаптироваться к пугающим факторам среды и научиться адекватно реагировать на такие вещи. Можно использовать смех как поддержку для собаки. Так что если хотите, чтобы ваша собака выросла смелой, чаще смейтесь!

Собаки оценивают шутку так же, как маленькие дети. Их забавляет, когда что-то идет не так, как запланировано: ожидается одно, но происходит что-то другое, но не страшное. Например, в игре ребенок ожидает, что взрослый появится с одной стороны, а он выглядывает с другой. И ребенок начинает хохотать. И с собаками так же: пес ожидает, что хозяин кинет палку в одну сторону, но тот делает обманное движение и кидает ее в другую. Собака реагирует на это, как ребенок: начинает радоваться, то есть она может воспринимать шутки примерно на уровне маленького ребенка. Когда собаки понимают, в чем заключается обман в случае с бросанием палки, они демонстрируют радостное возбуждение: начинают подпрыгивать, стоять на задних лапах, пыхтят, «улыбаются» — то есть понимают, что это новый поворот в игре. Чем более неожиданный поворот, тем смешнее. А вот когда ситуация серьезная, то собака воспринимает это, как обман. То есть у собаки должно быть некое состояние готовности к игре, готовности к шутке. Кстати, они умеют очень виртуозно вызывать это состояние у хозяина.

У собак есть одна интересная черта. Иногда, когда хозяин требует строгого подчинения, они начинают демонстрировать неожиданное непослушание и попытку перевести все в игру, причем очень упорно. Это бывает и у животных, которые хорошо воспитаны и умеют слушаться. И очень часто оказывается, что человек, сам того не понимая, почему-то не требует от собаки подчинения. Может быть, она даже раньше, чем хозяин, понимает, что он не в суровом настроении и готов смягчиться. Собаки могут найти малейшую «лазейку» в настроении и начинают туда протискиваться со своей улыбающейся мордой, сопящим носом и слюнявым языком, что, и создает такую чудесную ауру общения с собакой. Это гораздо приятнее, чем строгие, жесткие правила для собаки: отношения, которые позволяют ей «шутить», ценнее любых команд и приказов.

О природе вещей

В мировосприятии собаки объекты окружающей среды играют некую специфическую роль. Большинство объектов, интересующих собак, рассматривается ими с «практических позиций» (в качестве корма, укрытия и т.д.), и только немногие используются для игры.

Исследователь Топал с коллегами разработал новую версию старого эксперимента с перемещением невидимого предмета. Эксперимент строился как своего рода игра животного и человека, в которой человек прячет предмет, а собака его ищет. В тесте «Нет объекта» собаки видят только движение контейнера позади экранов, и у них нет ни малейшей подсказки о возможном местоположении спрятанного объекта в конце испытания. В тесте «Игра» искомый предмет был отдан владельцу на глазах собаки. Затем владелец прячет предмет в кармане, а пустой контейнер проносят за барьеры и там двигают. Как и ожидалось, все собаки в тесте «Нет объекта», начали поиск предмета в контейнере. Но важно, что во втором тесте 50% собак также начали искать предмет именно там, хотя они явно видели, что предмет туда не клали.

Манера поиска в этих тестах различалась. В первом испытании животные тратили на поиск гораздо больше времени. Такое поведение можно интерпретировать как случай следования неким социальным догмам, согласно которым собаки признают, что они играют по ранее установленным правилам в игру «найди предмет». В этом случае фактическое местонахождение объекта поиска имеет для них второстепенное значение. Соответственно, только объект спрятан, у собаки «нет другого выбора» (что избежать социального конфликта), кроме как начать поиск. Экспериментаторы исключают возможность, при которой собаки вдруг не увидели бы, куда был спрятан объект.

Память о спрятанных объектах

Объективно исследовать память собак в экспериментах довольно сложно, потому что полученный результат будет во многом зависеть от условий опыта. Например, в эксперименте исследователя Фисета собака могла видеть предмет позади трёх прозрачных экранов. Затем на некоторое время их закрывали непрозрачным экраном, и пес должен был выбрать за каким экраном (иными словами, в каком тайнике) он последний раз видел предмет. Собаки делали уверенный выбор в течение приблизительно четырех минут.

Исследователи Гржимек (1942) и Хеймбургер (1962) проверяли в похожем эксперименте собак, волков и одного шакала. Только расстояние между тайниками было увеличено, а целью была не игрушка, пища. Шакал помнил о том, где была спрятана еда, в течение часа (и, соответственно, мог найти ее), собаки - в течение получаса, а волки только в течение пяти минут. Остаётся не ясной причина таких межвидовых различий в полученных результатах, но что продолжительность памяти очень чувствительна к условиям решаемой задачи, ибо другие эксперименты дают прямо противоположную картину.

Ученый И.С.Бериташвили (1965) проверил нескольких собак следующем эксперименте: в большой комнате были спрятаны продукты с различной для собак ценностью: хлеб и мясо. Животные видели куда положили пищу, но потом их выводили из комнаты и запускали туда вновь после короткого ожидания (от одной до пяти минут). Собаки вначале бежали к месту, где было спрятано мясо, и только потом, где лежал хлеб. Они помнили о тайниках и на следующий день.

Логические выводы или социальные сигналы

Анес Эрдохеги исследовала способность собак к дедуктивным выводам. Она предположила, что при размещении объекта в одном тайнике из двух пес может догадаться о местоположении цели, если ему покажут, что один из тайников пуст. Вначале экспериментатор окликал собаку, добиваясь того, чтобы она посмотрела на него, затем приподнимал коробку, чтобы показать ее содержимое (или что под ней пусто). В ситуациях, когда человек показывал собаке содержимое обеих коробок или коробки, в которой была спрятана игрушка, животное всегда делало верный выбор. Если испытуемому показывали только пустую коробку, он выбирал именно ее. Получается, что собаки не могли догадаться о местоположении игрушки путем исключения, хотя действия животных можно объяснить тем, что они предпочитали «отмеченную человеком» коробку, даже если было очевидно, что она пуста. Другими словами, собаки следовали установленным социальным правилам (правилам взаимоотношений с человеком) - в данном случае играли в игру «найди предмет» согласно социальному правилу, гласящему (для собаки): если человек на что-то указывает, значит, надо смотреть «туда» и искать «там». Чтобы проверить это предположение, в следующем эксперименте были использованы две коробки, которые ставили одну на другую. Экспериментатор вел себя точно так же (смотрел на собаку, на коробку, переводил взгляд с предмета на животное и обратно). Теперь собаки выбирали коробку со спрятанной игрушкой значительно чаще. Следовательно, они могли сделать простой вывод о местонахождении игрушки, но следование социальным правилам - правилам «игры по правилам», сбивали их с толку.

Исследование Уэста и Янга (2002) показало, что у собак есть способность к сортировке «по количеству». Эксперимент был основан на так называемом «эффекте сюрприза», когда результат действий не соответствует ожиданиям наблюдателя. Собаки видели, как за экраном прятали два кусочка корма. После того как экран убирали, испытуемые видели либо те же самые два кусочка (ожидаемый результат), либо один или три кусочка (неожиданный результат). Животные дольше смотрели на пищу, если не ожидали такого исхода. Подобное пристальное, можно сказать, озадаченное вглядывание позволило исследователям сделать вывод, что собаки способны воспринимать понятие количества. Однако они выбирали большее количество корма, только если различие между частями было больше чем на 1 (то есть в случаях 1 против 2 или 2 против 4 собаки выбирали большее только в последнем испытании).

Понимание взаимосвязи "средства- цель"

Речь идет о популярных у приматологов (ученых, исследующих обезьян) опытах, в которых для того, чтобы достать желанный предмет или лакомство, животное применяет подручные орудия труда. Веревки и доски не используются собаками (или волками) в их естественной деятельности, поэтому им достаточно трудно решать подобные задачи, в отличие от обезьян, у которых к тому же есть руки. Ученый Остхаус (2005) выяснил, что собак тем не менее можно научить дергать за ниточку, чтобы достать привязанное на ее конце лакомство. Затем исследователи захотели выяснить, привело ли приобретение навыка к пониманию «правила», что лакомство появляется потому, что привязано к веревке, которую тянет пес. Собакам был предоставлен выбор между двумя веревками, но лакомство было привязано только к одной из них. И хотя животные видели лакомство, однако достаточно редко тянули нужную веревку. Испытуемые пытались потрогать лакомство лапой, хотя оно лежало в клетке. Такое направленное на цель поведение наблюдалось и в других экспериментах. Недостаточное понимание связей «средства - цель» можно объяснить тем, что в естественной среде подобная ситуация вряд ли возможна (или низким интеллектуальным уровнем собак - участников опытов.

Сила тяжести

Исследователь Худ (1995) применил в экспериментах с обезьянами и детьми специальный аппарат: игрушку бросали в отверстие, и дальше она катилась по прямой или изогнутой непрозрачной трубе. Используя этот же аппарат, Остхаус(2003) выяснил, что собаки сначала ожидают, что игрушка упадет вертикально вниз, даже если видели, что труба изогнута и мяч не может упасть точно под отверстием. Однако после нескольких повторений животные научились искать мячик в коробке под концом трубы. По-видимому, они не поняли роль формы трубы, а вместо этого изобрели простую стратегию поиска цели на другой стороне аппарата.

Выводы

Несмотря на практическую ценность опытов, полученных при обучении собак, удивительно мало известно о том, как они понимают физические законы мира. Кроме того, большая часть знаний получена из классических сравнительных экспериментов, в которых собаки решают те же проблемы, что приматы и младенцы. Экологический подход подчеркнул бы задачи, которые решают собаки, волки и другие псовые в их естественной жизни. Вероятно, эти способности не были существенно изменены приручением, и поэтому собаки могут сыграть роль поведенческой модели для других видов псовых

При копировании материала ссылка на сайт Друзья собак обязательна





 

Администратор:

Hosted by uCoz