Кнопка


Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка

Кнопка

У кого лучше учиться?
(собака как модель видового и межвидового социального обучения)

Социальное обучение (social learning);... собирательный термин, который используется в этологии для описания способностей животных приобретать опыт, так или иначе связанный с взаимодействием с другими особями

Известный канадский натуралист и писатель Э.Сетон -Томпсон ещё в конце XIX века отмечал, что у животных есть три источника знания: то, что они унаследовали от предков, то, чему научились сами, и то, что усвоили от своих сородичей. Эта естественная формулировка используется до сих пор.

Процесс усвоения информации по третьему источнику то, что усвоили от своих сородичей начинается с наблюдения за поведением другой особи. Можно сказать, что наблюдение есть предварительное условие для социального обучения. Подтверждением этого этологического постулата служит такой эксперимент. В коробку с отверстием на одной стенке и рычагом на противоположной кладут мячик. Собака может выкатить мяч через отверстие, если нажмет на рычаг. Первоначально животные, для того чтобы достать мяч, подталкивали рычаг носом, трогали его лапой или просто пытались перевернуть коробку, т.е. действовали методом проб и ошибок. Однако если они видели, как человек доставал мяч, то быстро обучались копировать его действия. Таким образом, собака, имевшая возможность подсмотреть за действиями человека, получала преимущество перед сородичами, которые пытались отыскать решение самостоятельно.

Тот, с кого берут пример, может влиять на поведение "ученика": тремя различными способами:

  1. привлечь его внимание к объекту и его местоположению;
  2. привлечь внимание к ситуации и указать способ ее разрешения;
  3. просто научить, как надо действовать.

ИМИТАЦИЯ И ЭМУЛЯЦИЯ

Что такое имитация и эмуляция? В целом эту форму обучения можно рассматривать как совокупность всех действий особи-демонстратора (той, с которой берут пример), направленных на привлечение внимания особи-ученика: к специфической проблеме, которую необходимо решить. «Ученик» может полностью скопировать действия «учителя» (в этом случае говорят об имитации действий) или же решить задачу, опираясь на увиденное, но привнося в последовательность действий что-то свое. Такая форма действий будет называться эмуляцией. В примере с коробкой действия человека — «учителя» давали собаке понять, что цель деяния — получение мяча. В случае эмуляции «ученик» знает результат, т.е. чем закончилось действие «учителя» (человек нажал рычаг, и мяч сам выкатился наружу), но использует собственный путь для достижения цели. Собака могла не нажимать лапой на рычаг, а, к примеру, достать мячик, опрокинув ящик. Иными словами, в случае эмуляции наблюдатель понимает суть задачи и пытается найти собственное решение. Существует и другой способ. По определению отца экспериментальной зоопсихологии Э. Торндайна, имитация — это когда «животное учится повторять увиденный поступок» Хотя большинство исследователей соглашается, что имитация включает в себя обучение новому моторному навыку, существуют теоретические проблемы, касающиеся того, как отличить имитацию от других форм социального обучения.

ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Способности к социальному обучению оказываются полезным дополнением к генетически предрасположенному поведению и индивидуальному опыту. Наблюдение за действиями опытных особей позволяет животному избежать или сократить малопродуктивную фазу «проб и ошибок». Кроме того, на уровне группы социальное обучение становится одним из важных рычагов синхронизации поведения, что облегчает взаимодействие членов коллектива. Однако доверие к действиям опытной особи может быть малополезным в определенных случаях, например, если изменились условия окружающей среды. Таким образом, слепое копирование действий других само по себе не может считаться успешной стратегией приспособления к факторам внешней среды. Когда же полезно социальное обучение?

  1. Когда привычное поведение не дает результата.
  2. Когда привычное поведение может иметь отрицательные последствия (например, в случае с травоядными животными, которые могут съесть некоторые ядовитые растения, и в некоторых других случаях).

Недавние исследования социального обучения были посвящены главным образом имитации, которую считают одним из проявлений интеллекта животных. Может быть, поэтому большинство экспериментов проводилось с участием признанных «интеллектуалов» животного мира обезьян различных видов. Однако если сосредоточиться на преимуществах социального обучения в плане повышения индивидуальной приспособленности организма, то в этом случае исследование собак представляет гораздо больший интерес. У псовых социальное обучение, возможно, служит для приспособления к окружающим условиям. Например, установлено, что детеныши опытных шакалов могли избегать отравленных приманок, причем этот навык они приобретали посредством социального обучения, т.е. наблюдая за родителями: не пробовали ту еду, которую избегали есть старшие.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Жизнь домашней собаки может быть разделена на две части. Чаще всего щенок проводит первые 8 -10 недель с матерью и однопомётниками. Период родительской заботы у собак короче, чем у диких псовых; кроме того, люди заботятся о щенках и в подсосный период, а позже становятся главными социальными партнерами собаки. Исходя из этого, можно предположить, что собаки должны быть склонны в большей степени учиться у людей, чем у своих сородичей.

В исследовании социального обучения не обойтись без экспериментов. Сравнивая поведение собак «учеников» и собак — «неучей», можно установить, действительно ли наблюдение за поведением других особей дает какое-то преимущество. Для того чтобы показать различие между социальным обучением и простым влиянием опытной особи на поведение неопытной, необходимо показать, что «ученики» также могут использовать подсмотренные навыки в отсутствие «учителя». С практической точки зрения очень важно, чтобы "ученик" оказался в новой ситуации, с которой не сталкивался прежде. Новым может быть стимул, объект, местность или какая-то проблема и способ её решения. Для каждого эксперимента важно было выяснить, каким опытом обладают животные.

В начале эксперимента проверяется, насколько легко животные сами способны решить задачу методом «проб и ошибок». Кроме того, наблюдение за собаками неучами позволяет выявить оптимальный характер действий, основанный на видоспецифическом поведении (например, собаке проще выполнить какое-то действие с помощью лапы или пасти). У исследователей поведения собак гораздо меньше возможностей разрабатывать тесты (по сравнению, например, с исследователями обезьян). У собак не слишком развиты моторные навыки, поэтому нельзя ожидать, что животные покажут хорошие результаты в ситуациях, где требуются манипуляции со сложными механизмами. В роли "учителя" собак гораздо лучше выступает человек, так как ему легко объяснить задачу. Однако наибольший интерес представляют эксперименты, в которых при одинаковых условиях в роли «учителя» выступает и человек, и собака.

МЕЖВИДОВОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПИЩИ

Предпочтение определенной еды может быть следствием социального обучения. Исследователи Лапфер-Джонсон и Росс в своем эксперименте давали собакам пищу, приправленную либо базиликом, либо тимьяном. Собака — "учитель" ела корм, а потом в течение 10 минут общалась с другими собаками "учениками". Спустя некоторое время им давали на выбор две миски, и большинство животных предпочитали тот корм, который перед ним съела собака — «учитель».

ОБХОД ПРЕПЯТСТВИЙ

Проблема огибания препятствия для достижения какой-либо цели может быть решена как методом «проб и ошибок», так и посредством наблюдения за опытным «учителем». В эксперименте Понграша от собак требовалось обойти проволочный забор, чтобы получить награду. Если животным предоставляли самостоятельно решать эту задачу, то скорость обхода препятствия значительно сокращалась только к шестому разу. Если же собаки видели, как человек или другая собака обходили это препятствие, то уже во втором испытании они справлялись с задачей намного быстрее. Причём собаки одинаково хорошо воспринимали в качестве «учителя» как владельца, так и совсем незнакомого человека.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТАМИ

В тесте с манипулированием предметом животному требуется произвести с ним какие-то действия, чтобы извлечь угощение или игрушку. Исследователи Адлеры проверяли способность щенков таксы обучаться у одного из однопометников, которого научили затягивать в клетку небольшой поднос с едой. В эксперименте участвовали 7- и 9-недельные щенки, и более старшие решали задачу быстрее, понаблюдав за действиями обученного однопометника. Плохую работу 7 -недельных щенков ученые объяснили недостаточным развитием у них моторных навыков, а так же особенностями зрительного восприятия.

В недавнем эксперименте Фредерики Рэндж собаки проявляли гибкость при выборе действий в зависимости от возможностей «учителей», Если испытуемые видели, что собака «учитель открывает контейнер с лакомством с помощью лапы, они копировали её действия. Хотя если они не видели действий "учителя", то предпочитали для достижения цели пользоваться не лапой, а пастью. Однако если у собаки-"учителя" в пасти был мячик (и она открывала контейнер лапой), то "ученики" все равно пользовались пастью, т.е. более удобным для них способом. Если раньше способность к выборочной имитации приписывали только людям, то результаты этого эксперимента показывают аналогичную способность к логически выборочной имитации у собак. В одном из тестов венгерский исследователь Понграш пытался выяснить, смогут ли собаки «придуматъ» собственные действия, похожие на действия «учителя». В эксперименте использовали горизонтальную трубу, из которой при наклоне выкатывался мячик. Наклонить трубу можно было двумя способами: «простым» — потянув за одну из двух веревок, привязанных к концам трубы, и «сложным» допрыгнув до трубы и раскачав ее. Неопытные собаки предпочитали раскачивать трубу, а собаки — "ученики" копировали действия "учителя" и наклоняли трубу, потянув за веревку. Исследователи сделали вывод: для решения задачи собаки вполне могут подобрать похожее действие в собственном поведении.

СОЦИАЛЬНОЕ ОЖИДАНИЕ

Способность предсказывать действия хозяина позволяют собаке совершать собственные действия, синхронизирующие её поведение с поведением владельца. В эксперименте решили проверить, будут ли питомцы подражать новому действию хозяина, поведение которого отклонялось от привычной схемы без какой либо очевидной причины. Владельцев попросили добавить новый элемент к обычному маршруту их прогулки. Этот новый отрезок пути был коротким и нелогичным и заканчивался где-нибудь в тупике. Владельцы гуляли по новому маршруту в течение 3 — 6 месяцев. Собаки по-разному приспосабливались к новой привычке владельцев, но потом стали проявлять признаки ожидания, которое исследователи назвали социальным ожиданием. То есть животное запоминает последовательность действий, выполняемых другой особью в определенной ситуации, и в ответ действует соответствующим образом....

ДЕЛАЙ, КАК Я

В повседневной жизни владельцы спонтанно используют способность своей собаки к социальному обучению. Например, если человек хочет, чтобы собака коснулась объекта, то он сам до него дотрагивается, своими действиями побуждая к этому питомца. Собаки быстрее учатся определенным навыкам после демонстрации их человеком. Для того чтобы быть хорошим «социальным учеником», собака должна с самого раннего возраста взаимодействовать с людьми. Владельцу надо замечать пристальный заинтересованный взгляд щенка и отвечать на него собственным поведением. В результате собака научится внимательно следить за хозяином, понимать его действия. Можно обучать собаку, побуждая её копировать свои действия. Их желательно сопровождать словами «Делай, как я», чтобы предотвратить постоянное копирование поведения. Социальное обучение — естественная часть социальных навыков собак, предоставляющая животным возможность пользоваться ими в повседневности и обогащающая их жизнь.

При копировании материала активная ссылка на сайт Друзья собак обязательна!




Собачий рейтинг на Security-dog.org Рейтинг зоосайтов ЗооТоп100

 

Администратор:

Hosted by uCoz