Давайте попутешествуем по воображаемой выставке скульптур лучших друзей человека, собранных со всех стран и континентов. Если угодно, в зале нашего виртуального музея мы познакомим Вас с скульптурами разных ваятелей
Люди искусства гораздо чаще сталкиваются с проблемой — с так называемым «творческим кризисом». Сидит иной скульптор в печали: вроде бы и бронзы полно, и все условия для работы есть, а в голове — ни одной идеи. Создал наш горемыка единственную хорошую скульптуру — и теперь не в силах превзойти самого себя.
Судя по всему, такая незавидная участь постигла ваятеля из немецкого Ротвайля. Сотворил он хорошую, добротную скульптуру ротвейлера и преподнес ее в дар городу. Вот тут-то художника и подкараулил кризис. Не работается ему, музы объявили бессрочную забастовку. А кушать меж тем хочется. Так почему бы не подарить любимому городу еще одного ротвейлера? Потом третьего, пятого, десятого... Скульптуры уже некуда ставить, прохожие о них спотыкаются, а наш ваятель все работает и работает, зная, что городские власти не посмеют запретить установку очередного ротвейлера на его исторической родине (1). Тем и живет.
Примерно та же неприятность постигла и его японского коллегу. Только он решил не дарить городу свои творения по одному и пока что складирует их возле собственного дома (2). Вы уже догадались, кто послужил прототипом для скульптур - клонов? Правильно, Ниппер — знаменитый терьер с товарного знака «Голос хозяина». Правда, в оригинале пес изображен рядом с фонографом. Но, увы, вылепить сие чудо изобретательской мысли XIX века японский скульптор так и не смог: непростое это дело для ваятеля, выросшего в мире хай-тека. Как он ни старался, все время музыкальный центр у него выходил.
Рис.2
Кроме того, что наши братья меньшие очень выразительны и эмоциональны, что представляет большой интерес для искусства вообще, они еще и очень рельефны, а это чрезвычайно ресурсно для скульптуры. Скульпторы-анималисты используют все выразительные средства материалов, чтобы передать натуру более точно. Например, французский скульптор 19 века Пьер Жюли Мен, специализировавшийся на изображении животных, большое внимание уделял и портретам собак разных пород. Пьер Жюли Мен работал в различных техниках, а его работы в дальнейшем широко популяризировались, так как их тиражировали во всех самых востребованных материалах того времени: в чугуне, бронзе, серебре и т.п.
Рис.8
Статуя собаки Ба-шоу в Музее Виктории и Альберта (Лондон). Она была создана по заказу лорда Дадли, который обожал свою собаку, спасшую однажды своего хозяина от укуса змеи. Над скульптурой ньюфаундленда работал известный скульптор Мэтью Уайет. Лорд был согласен на любую сумму. Мастер сделал статую из разных пород мрамора, используя топазы и сардоникс. Собаку привозили в мастерскую более пятидесяти раз. Скульптор оценил свое произведение в 5 тыс. гиней, что на 2 тыс. превышало стоимость статуи человека в полный рост. Но к тому времени, когда была закончена работа, лорд Дадли умер, а его наследникам скульптура была не нужна. Мэтью Уайет возил свое произведение по различным выставкам, пытался продать коллекционерам, но ему это не удалось. Сын Мэтью в 1870 г. передал статую Башоу в Музей Южного Кенсингтона. Только через 17 лет уникальное произведение искусства было продано частному лицу за большие деньги. До 1960 г. скульптура переходила из рук в руки, пока ее за 200 фунтов стерлингов не купил Музей Виктории и Альберта.
Памятник Ньюфаундленду Моряку (Америка. штат Миссури). Еще один памятник установлен знаменитому ньюфаундленду Моряку. Почти двухметровая стальная статуя установлена на берегу Миссури в американском городе Вошберн. Этот пес спас своего хозяина, когда они плыли в открытом море один раз, но второй раз не успел. После смерти хозяина он спас много утопающих людей. Поэтому ему был установлен памятник именно на берегу реки и людям кажется, что пес наблюдает и в любую минуту готов прийти на помощь. Именно по Миссури сто лет назад настоящий Моряк плавал со своим хозяином.
Монумент Боцману.(Англия Ньюстедское Аббатство). Этот величественный монумент, посвещенный ньюфаундленду Боцману, который его хозяин установил, несмотря на многочисленные долги. Любимый пёс Байрона Ботсвайн заболел бешенством, но до самой смерти ни разу не укусил и не бросился ни на хозяина, ни на его слугу Мюррея, которые ухаживали за ним. В память о своём любимце Байрон велел установить на его могиле памятник. Находится могила на месте алтаря в разрушенной церкви одного из аббатств. На пьедестале памятника высечена эпитафия: Здесь покоятся Останки существа, Соединявшего в себе красоту без тщеславия, Силу без дерзости, Храбрость без жестокости И все добродетели человека без его пороков.
Это похвальное слово, которое было бы бессмысленной лестью, Если бы оно было высечено над прахом человека… но она лишь дань памяти СОБАКЕ по кличке БОЦМАН, рожденной на Ньюфаундленде в мае 1803 года и умершей в Ньюстеде в ноябре 1808. Так сказать о своём четвероногом друге мог только человек с тонко чувствующей душой поэта. И, наверное, было бы трудно придумать лучший способ почтить память верного друга, чем сделать его имя достоянием истории.
На лестнице при входе на кафедру собора Нотр-Дам (г. Страсбург, Франция) лежит крошечная фигурка собачки. Она выполненная из камня. Собачка лежит, положив голову на лапы. Глаза животного закрыты. Распоряжение о сооружении скульптуры отдал страсбургский епископ. Ведь именно у кафедры собора преданное и верное животное ждало своего хозяина - знаменитого проповедника Гайлера (1445-1510) из города Кайзерберга. По преданию скульптуру пёсика полагается почесать за ушком и загадать желание. Оно обязательно сбудется. Скульптуры собак на кафедрах не редкость - они охраняют лестницу от злых духов. Но со Страсбургской связана забавная легенда. Собачка принадлежала знаменитому проповеднику Гайлеру. Он всегда брал собачку с собой на проповеди. Там она мирно спала. Когда проповедь затягивалась, прихожане пёсику начинали мешать и он скулил. Это было сигналом для окончания проповеди.
Во дворе дома 12 по улице Академика Павлова стоит малоизвестный жителям и гостям Санкт-Петербурга памятник собаке – верному другу человека и безымянной жертве науки. Он был установлен на территории Института экспериментальной медицины по инициативе Ивана Петровича Павлова, лично разработавшего проект. Первые опыты над собаками Павлов провел еще студентом Петербургского университета. Его исследования физиологии кровообращения были отмечены золотой медалью. Но может быть, куда важнее то, что блестящие хирургические навыки Ивана Петровича в дальнейшем не раз сохраняли жизнь подопытным животным. Большинство экспериментов, принесших русскому ученому мировую известность, были проведены в физиологической лаборатории Института экспериментальной медицины. Заведовать ею Павлов начал в 1891 году. Лаборатория располагалась в деревянном здании на Аптекарском острове. Одна комната использовалась как операционная, во второй проводили опыты, в третьей содержали собак.
Вот ещё, к примеру, английские ваятели воздвигли великолепного цербера из песка (9). А их коллега из Дании вырезал деревянную скульптурку подвыпившего акына в компании двух весьма горластых собачек (10). Один художник соорудил в Венеции розового пуделя из огромных воздушных шариков (11), а в Бильбао — гигантского вестхайленда из живых цветов (12).
Памятник собаке Монтаржи. В старом замке в окрестностях города Фонтенбло, расположенного к югу от французской столицы, есть каменная плита, на которой изображена сцена схватки борзой собаки с человеком. Это – надгробный памятник псу по кличке Геркулес, чью необычную историю донесли до нас древние хроники. В средневековой судебной практике существовало такое понятие, как Суд Божий, или Правосудие Господа. В те времена очень часто происходили “поединки справедливости”, когда обвинитель сражался с обвиняемым. Виновным считался побежденный, а взявший верх в состязании признавался правым по Божьим, и по человеческим законам. Проигравший шел под суд.
Подобная дуэль являлась не средством удовлетворения оскорбленного самолюбия, а назначалась как одно из трех положенных подозреваемому испытаний (огнем, водой и железом) с целью добиться правды, когда иными способами узнать ее было невозможно. Считалось, что истина – на стороне того, кто победит, ибо ему помогает сам Бог. Законы тех лет оправдывали такое судебное разбирательство – люди верили, что небеса не допустят победы виновного.
Один из таких поединков произошел 8 октября 1371 года в Париже, во время правления короля Карла V Валуа (Мудрого). Эта дуэль удивительна тем, что в качестве обвинителя в ней выступила…собака Предыстория такова. При дворе французского короля служил молодой рыцарь Обри де Мондидье. Был он храбрым, умным и честным. Слыл любимцем самого монарха. Мужчины полагали за честь поддерживать с Обри дружеские отношения, дамы обожали его… В ходе одного из турниров по стрельбе из лука рыцарь Обри де Мондидье одержал победу над одним из лучших лучников королевства Маккером. Стрелок был унижен перед всем двором. Он пытался взять реванш, снова и снова вызывая Обри на поединок, однако каждый раз терпел поражение. У Маккера росло желание отомстить и, наконец, он решил вероломно убить соперника. Но сделать это было непросто, ведь рыцаря всегда сопровождал большой палевый пес по кличке Геркулес. Геркулеса, когда тот был еще слепым щенком, хотели утопить, но Обри спас его, взял к себе в дом и вырастил. Пес стал рыцарю верным другом.
Однажды Обри де Мондидье послал Геркулеса из Парижа в Фонтенбло к своей невесте, чтобы уведомить ее о скором приезде. Умный пес хорошо знал дорогу и быстро выполнил поручение хозяина. Однако время шло, а того все не было. Истосковавшийся Геркулес сбежал из Фонтенбло и отправился обратно в Париж. Никто не знает, каким образом, не обнаружив дома хозяина, пес в конце концов нашел его тело в лесу около местечка Бонди (сегодня это предместье Парижа к северо-востоку от центра). Труп был спрятан под огромным ворохом листьев. Пес откопал его, три дня просидел возле мертвого рыцаря, а потом побежал к его другу де Нарсаку. Поскольку собака была очень исхудавшей, этот господин хотел накормить ее. Но та отказалась от еды и, схватив зубами за куртку, тянула за собой. Зная смышленость Геркулеса, де Нарсак взял двух вооруженных слуг и последовал за псом… После похорон Обри Геркулес выбрал де Нарсака своим хозяином и не отходил от него ни на шаг, словно боялся, как бы с ним чего-нибудь не случилось.
Через несколько дней, гуляя в сопровождении Геркулеса, де Нарсак встретил Маккера. Ни с того ни с сего пес бросился на этого человека, стараясь вцепиться ему в горло. Собаку оттащили с большим трудом, но с тех пор всякий раз при встрече с Маккером она с лаем бросалась на него. Это вызвало подозрение, что именно Маккер – убийца мессира де Обри, поскольку раньше собака относилась очень дружелюбно ко всем военным, входившим в личную гвардию короля.
Весть о необычном поведении пса быстро распространилась при дворе. Король решил лично расследовать данный случай. Он приказал выстроиться перед дворцом двумстам воинам-арбалетчикам благородного происхождения. Затем во двор ввели собаку убитого юноши. Геркулес сразу же снова бросился на рыцаря Маккера. Король учинил допрос подозреваемому, на котором тот все отрицал, хотя уже стало известно о возникшей ранее ссоре между Обри и Маккером. Его величество король Карл V Валуа созвал совет мудрейших. Было решено прибегнуть к “суду Божьему”.
Рис.9
Маккеру, подозреваемому в убийстве, приказали сразиться с собакой, которая выступила в роли обвинителя. Местом для поединка выбрали тогда еще необитаемый остров Нотр-Дам (сейчас остров Сен-Луи) посреди Сены. Маккер вооружился толстой палкой и щитом. Собаке для защиты и отступления предоставили бочку с отверстием. Был дан знак к началу поединка, и пес тут же кинулся на своего соперника. Искусно увертываясь от ударов, Геркулес повалил Маккера на землю и схватил за горло. Умоляя освободить его от собаки, убийца признался во всем: “Да, это сделал я. Заберите пса, и я все расскажу…”. Так Геркулес отомстил за своего хозяина. По приказу Карла V Маккер был повешен, а верному псу поставили памятник после его кончины. …Этот уникальный поединок вошел в историю как “дуэль собаки Монтаржи”. (Монтаржи – название замка, роспись на стенах которого повествовала об этом необычном происшествии. Есть также серия гравюр на данную тему известного художника XVI века Андруэ Серсо. Но наиболее полно об этом случае рассказал историк и писатель Оливье де ля Марш в “Книге дуэлей”, изданной в Париже в 1568 году. Остается добавить, что “собака из замка Монтаржи” была похожа на современных.
Мы не решимся рассуждать, в каком мире растут американские скульпторы. Некоторые из них создают свои шедевры, в прямом смысле слова, из мусора. Глядя на их творения, трудно понять, что же перед вами: скульптура собаки, «собранная» из ржавых железок, или же кучка металлолома, имеющая отдаленное сходство с собакой (3,4). Право же, свалка представляется несколько странным местом для поиска вдохновения.
Писающая собачка (нидерл. Zinneke Pis) — скульптура в центре Брюсселя, представляющая собой бронзовую статуэтку писающей беспородной собаки в натуральную величину с занесенной на тротуарный столб задней лапой. Статуэтка создана в 1999 году бельгийским скульптором Томом Франценом. По замыслу скульптора собака смешанной породы символизирует объединение разных культур в Брюсселе. Расположена на пересечении улиц Rue des Chartreux/Kartuizersstraat и Rue du Vieux-Marché/Oude Graanmarkt, неподалёку от Писающего мальчика и Писающей девочки, символов города, послуживших идеей для создания скульптуры.
Впрочем, придумать и сделать скульптуру — это далеко не все, что требуется от уважающего себя художника. Не менее важно выбрать правильное место для установки новоиспеченного шедевра. Вот лондонский ваятель точно ошибся, установив на берегу Темзы скульптуру девочки, которая гуляет в компании ретривера и такс (5). Во время разлива композиция оказывается в воде. И если девочка с ретривером и в таком виде смотрится весьма изящно, то маленькие таксы становятся похожими на памятники Му-му (6). В иной год из воды торчат лишь их хвосты
Возле голландской деревушки Линс создали в августе 2003 года оригинальное изваяние овчарки по кличке Макс. Потребовалось два месяца, чтобы из корзин, поддонов, досок, смолы, верёвок и фольги соорудить огромного сторожевого пса (12 х 8 х 25 метров). Собаку сделали по заказу голландского правительства, которое решило наделить каждую область страны временным произведением искусства в рамках проекта «Год фермы», призванного сохранить самобытность голландской провинции. Макс «охраняет» историю и культурное наследие деревни Линс.
В Мельбурне художник Памела Ирвинг изготовила статую собаки по заказу городского совета в 1992 году для городского музея скульптуры. Хотя образом скульптуры была ее собственная собака, по кличке Люси, статуя не соответствует какой-либо конкретной породе, но в ней было подчеркнуто влияние австралийских собак динго. Ирвинг дала имя статуи в честь своего дяди Ларри, а фамилия "La Trobe" была приложена для связи скульптуры с Мельбурном, Австралия. Ведь Чарльз La Trobe был первым вице-губернатором штата Виктория.
Несмотря на крепление к постаменту в виде 30 см болтов, статуя была похищена в ночь с 30 на 31 августа 1995 года . После тщательных поисков никаких следов статуи не было обнаружено , как и не были найдены воры, которые совершили кражу. Кампания по сбору средств на восстановление памятника была начата газетой "Мельбурн таймс ", еженедельной газетой города. Резонанс, вызванный этой кражей захватили внимание жителей города. Копия статуи Ларри была создана в 1996 году. Хотя через средства массовой информации до сих пор ведется кампания по поиску оригинальной статуи , она до сих пор не была возвращена. Статуя находится на площади в том же месте, где и первая статуя Ларри. В 1996 году Петр Kolliner, владельц литейного цеха где отливали первоначальную статую Ларри , заплатил за изготовление новой статуи. Новая статуя была отлита в том же виде, как и оригинал, но Ирвинг изменила состав материала для литья, что и обеспечило второй "Ларри" уникальный цвет, отличный от оригинала.
Официально памятник открыли 16 сентября 1996 года в Мельбурне лорд-мэр, советник Иван Deveson. Копия статуи, была доставлена в Осаку, Япония, город-побратим Мельбурна, в 1997 году, где она была удостоена приза за лучшую скульптуру.
Известный японский скульптор Йошимото Хапа преподнёс в дар острову Пхукет (Таиланд) созданную им скульптуру собаки. Фигура грустного пса с поникшей головой будет установлена на пляже в Патонге в память о жертвах прошлого цунами. Создатель памятника так объяснил свой замысел: «Эта собака не имеет имени, каждый может назвать её, как хочет. Она олицетворяет «просто собаку», лучшего друга человека, и поэтому будет всегда жить в наших сердцах».
Рис.7
В Праге обнаружилась другая достопримечательность. Тамошний городской скульптор всю жизнь ваял исключительно птичек. И вот однажды ему срочно поручили сотворить собачку. Сказано — сделано! В итоге пражский песик сидит на жердочке, словно какой-нибудь попугай (7. К слову, поза у песика весьма недвусмысленная. Не зевай, прохожий!
Египтяне почитали многих животных, в том числе и собаку, считавшуюся земным воплощением бога Анубиса, а иногда и Тота. В своих стилизованных и тщательно выполненных работах древние мастера старались подчеркнуть какую-нибудь характерную черту изображаемого животного, сохраняя при этом присущий ему и сразу узнаваемый облик, причем чаще всего источником вдохновения им служили гончие пустынь. Хранящаяся в Лувре известняковая статуэтка, пастушья собака в ошейнике, - яркий тому пример. Сцены охоты или собачьих бегов нередко встречаются на барельефах. Изображения собак украшают могильники и некрополи. Так, на саркофаге фараона XVIII династии Анубис представлен в образе лежащей собаки, правда, почему-то с лисьим хвостом. Парные скульптуры собак у входа в египетские храмы символизируют неустанную заботу властелина о своем народе.
А в Барселоне поселилась афганская борзая, которой не страшен и всемирный потоп. Даже при глобальнейшем катаклизме это многометровое изваяние не только не уйдет под воду, но и вполне послужит маяком (8).
Любопытно, кто воздвиг этого колосса барселонского? Уж не приложил ли к нему свою руку один очень известный российский скульптор?
Рис.11
Бронзовый Белый Бим Черное Ухо, главный герой повести Гавриила Троепольского, "поселился" в Воронеже. Сеттер сидит прямо на мостовой, безо всякого постамента, вглядываясь вдаль, словно выискивая среди прохожих своего ушедшего хозяина. Дети, а иногда и взрослые, проходя мимо, треплют металлическое ухо пса.
В селе Бобино Кировской области - Бобиком звали лайку, которая ценой своей жизни спасла своего хозяина от целой стаи волков. Это произошло в 1908 году. Бобику поставлен памятник в селе Бобино Кировской области. На постамент водружена гранитная конура, из которой выглядывает приветливая лайка. В самом живописном месте села Бобино в 2001 году состоялось торжественное открытие памятника... собаке. В 1908 году лайка по кличке Бобка, погибла, спасая жизнь своему хозяину - местному лесничему Владимиру Панкратову, когда на того напала стая волков. В знак благодарности лесничий решил увековечить память верного пса. Как сообщает "Вятский наблюдатель", памятник был местной достопримечательностью до 1980 года, пока какие-то варвары не разрушили его на мелкие куски.
Своим вторым рождением монумент обязан телепередаче "Муравейник", создатели которой, узнав эту необычную историю, решили восстановить историческую справедливость. Необходимую сумму собирали, сдавая макулатуру и подрабатывая в каникулы. Сейчас он стоит не на кордоне, как раньше, а возле местной школы.
Не будем слишком строги к художникам. Большинство из них работает отнюдь не ради известности или денег, а просто из любви к искусству. Многие ваятели готовы даже подчеркнуть свой художественный альтруизм. Подобно тибетским ламам, которые делают изумительные по красоте скульптуры из сливочного масла, они воплощают свои замыслы в материалах хрупких и непрочных.
И не беда, что сердитый цербер едва ли устоит перед порывами ветра, датский выпивоха не вынесет постоянных перепадов температур (бедняга и так уже треснул пополам), надувной пудель с легкостью падет жертвой венецианского шалопая с дротиком для игры в дартс, а цветочный «вестик» просто завянет.
Искусство не обязательно монументально и статично; оно изменчиво и скоротечно. Научитесь видеть прекрасное в странном, непонятном, смешном. И не пытайтесь постичь все тонкости замысла художника — просто порадуйтесь красоте, что находится рядом с вами. Завтра ее может уже не быть...