Кнопка


Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка

Кнопка

Собака-поводырь

Собак разных пород обучают для сопровождения незрячих. Овчарка — сильная собака. У нее более жесткий и доминантный характер, она физически сильнее, чем лабрадор. Опять: собака — средство технической реабилитации для инвалида. Тяжелые физические нагрузки не всем под силу. Овчарка активна, требует большего физического напряжения и больших физических возможностей. Не каждый инвалид способен подчинить себе доминирующее животное. Поэтому заказчиками на собаку этой породы в основном являются молодые, хорошо физически развитые люди с волевым характером. Такие владельцы смогут заниматься дрессировкой овчарки, ее тренингом, они вполне способны оценить ее достоинства и преимущества. Однако основной контингент незрячих — это пожилые или не очень здоровые люди, по большей части — домоседы. Они не отличаются особой физической закалкой, и лабрадор для них является оптимальным вариантом. Эта порода рассчитана на широкий круг владельцев и известна как наиболее комфортная в содержании и общении.

Лабрадор, особенно в более зрелом возрасте, практически незаметен в доме, флегматичен, спокоен, бесконфликтен. Раньше не так строго учитывалась и высчитывалась потребность заказчика в той или иной породе. В результате мы пришли к тому, что очередь на овчарок закрылась быстрее, рейтинг собак этой породы оказался ниже. Еще в прошлом году из 60 подготовленных собак было 26 лабрадоров и 34 овчарки. «Перекос» в сторону «немцев» тут же сказался на их востребованности (вернее, невостребованности). Пришлось планировать поголовье в сторону увеличения процентного содержания лабрадоров. На сегодняшний день ситуация такова: если инвалид захочет овчарку, он сможет получить ее в самое ближайшее время. А в очереди на лабрадоpa ему придется стоять не менее года. Спрос должен рождать предложение, инвалид имеет право выбора. Пусть этот выбор обусловлен модой (большая часть хочет собаку, как у Путина), соображениями престижа (дорогая и редкая порода), попыткой решить свои комплексы (не хуже, чем у других) — это не важно. Главное — незрячие знают, чего они хотят, имеют вполне определенные желания, как все здоровые люди. Им ничего не навязывается против их воли, они не ставятся в ситуацию «бери, что дают, иначе вообще не получишь ничего». Такое положение вещей идет всем только на дользу, тем более, когда ставитя вопрос о будущих взаимоотношениях человека и собаки.

В школу по обучению собак-поводырей приходят отзывы, это тот радостный фрагмент, когда становится понятно, что дело, которому они служат - благородное, трудное и очень нужное людям. Питомцы этой школы привлекают внимание к судьбе инвалидов, их показывают по телевидению. Такие передачи и формируют общественное мнение. Проводится анкетирование на сайте Школы, благодаря чему, есть данные как осуществляется реабилитация инвалидов по зрению. Со школой активно работают филиалы Всероссийского общества слепых. Они помогают наблюдать за судьбами выпускников, поддержать их по мере возможности. Главный принцип: "Не бросать своих питомцев на произвол судьбы".

В школе незрячие тренируют питомцев в условиях, приближенной к реальной (автобусная остановка с фрагментом настоящего автобуса). Пары притираются друг к другу, скоро им придется осуществить свой первый самостоятельный выход в свет. Незрячий со своим питомцем проходит определённый маршрут: дорожное заграждение, канаву, одинокое пугало (неподвижно стоящая фигура с раскинутыми «руками» не должно производить на собаку никакого впечатления, мостик (перед которым собака должна остановиться сесть). Незрячий тростью ощупывает препятствие и даёт команду двигаться дальше. Необходимо пройти сложныые объекты: мост металлический, довольно крутую лестницу и направиться к автобусной остановке. Собака должна помочь подняться в автобус, выйти из него, перейти дорогу с высокими бордюрами.

Инструкторам, обучающим собак приходтся много работать, необходимо обучить темпераментную собаку великолепному послушанию. Это результат ежедневных тренировок, труд и терпение — залог успеха. Собака готовится не для соревнований, где требуется энтузиазм и темперамент, а для выполнения определенных обязанностей, и послушание играет в них главенствующую роль. Рывок поводка, цепочка-удавка, парфорс — с этого приходится начинать, чтобы «убедить» собаку слушаться. Собака-проводник слепого обязана хорошо знать маршрут и не один, водить инвалида так, чтобы ему было комфортно и безопасно идти, предупреждать о препятствиях. Ее поведение должно быть спокойным и коммуникабельным

Первые недели незрячий вместе с собакой и сопровождающим лицом обходит новые маршруты, они знакомятся с особенностями рельефа, с местоположением хлебного ларька, магазина, аптеки, ближайшей автобусной остановки. Животное должно освоиться с новыми запахами, незнакомыми раздражителями, узнать все те места, где часто бывает инвалид. Собака-поводырь слепого имеет право зайти на почту, в универсам, в поликлинику. Ее обучают останавливаться перед проезжей частью, перед лестницами, подъемами-спусками, бордюрами, дверными проемами. Она предупреждает остановкой о верхних препятствиях — поваленных деревьях, шлагбаумах, балках. Собака должна правильно среагировать на скопление людей, найти дорогу среди прилавков в магазине, помочь подняться по лестнице или эскалатору. При этом демонстрируется равнодушное отношение к своим сородичам, к кошкам, продуктам на витринах, и доброжелательность к детям и окружающим людям.

На шлейке собака-проводник должна тянуть, а на поводке идти без рывков и отставаний у левой ноги хозяина. Три кита дрессировки — это три команды: «вперед», «рядом», «стой». Но это не самое главное. Бывает, отбраковывается животное, которое на первый взгляд как раз для нас — неагрессивное, сообразительное. Но — «само по себе», равнодушное, не сконцентрированное на человеке. Такая собака не пригодна для работы поводыря. Выбраковываются также агрессивные, трусливые, нервные и истеричные особи. Пусть собаки не защитные, но они должны оставаться адекватными в любой ситуации, демонстрировать крепкую нервную систему, не бояться машин, людей, других животных, резких звуков и запахов. Трусливая собака — ненадежный помощник инвалиду.

За весь курс обучения собака сдает три экзамена, плюс четвертый уже с незрячим. Используется курс ОКД «усеченный», специально «подогнанный» под определённые потребности и курс по специализации. В 10 месяцев инструктор получает собаку и ему дается 2 недели, чтобы решить вопрос ее профпригодности. Многие собаки обладают излишним темпераментом, возбудимостью, эмоциональностью, но правильное воспитание со щенячьего возраста может скорректировать ее поведение в дальнейшем. И овчарки, и лабрадоры обладают великолепными рабочими качествами, но решить, какая порода лучше, трудно. Душа должна лежать к собаке, а не к породе. Большое значение имеют личностные качества животного, от них зависят отношения с человеком. Незрячие, приезжающие за своими будущими питомцами, живут в гостиннице.

Святая святых Школы собак-поводырей — племенной питомник. Радостный лай сотни местных обитателей, радостно виляющих разноцветными хвостами. Поголовье собак здесь постоянно обновляется, часть покупается у населения, но большая ставка делается на собственное разведение. Животные, купленные у населения, проходят карантин, физический осмотр, анализы. Только после тщательного обследования выносится заключение о пригодности животного для службы.

Вердикт ветеринарного врача — это только часть проверки на профпригодность. Потом, в течение 2 недель инспектируются рабочие качества претендентов: они не должны быть трусливыми, агрессивными, приветствуется дружелюбность, адекватное поведение, причём приобретаются собаки, крайние возрастные: от 6 месяцев до 3 лет. Предпочтения отдаётся трём породам: европейские и немецкие овчарки и лабрадоры. Идет отбор и по экстерьеру (животное должно отвечать стандарту породы). Племенные собаки обязательно получают оценку на выставке (выполняется племенное положение РКФ), но участие в подобных мероприятиях — не самоцель. Престиж и медали — это неважно, у питомцев совсем другое предназначение. Отбор ведется и по рабочим качествам. Будущая племенная собака так же, как и все остальные, сдает экзамены по послушанию и спецкурсу. После успешной сдачи пишется служебная записка о переводе ее в племенное поголовье. Есть свои племенные кобели, но чаще используют в качестве партнеров для вязки подходящих по психике и экстерьеру производителей, которых находят в системе клубов собаководства РКФ. Отбор ведется также по здоровью, обязательны в питомнике снимки на дисплазию тазобедренного сустава (ТБС).

Обе породы, культивируемые в питомнике, подвержены этому заболеванию. Если результаты рентгенографического исследования покажут наличие серьезных изменений в суставах, то собака будет выбракована и пристроена за пределами питомника. Все собаки, не вошедшие в племенное поголовье, подвергаются кастрации (ампутация семенников у кобелей) и овариоги-стерэктомии (удаление матки и яичников у сук). Это обязательное условие передачи собаки инвалиду по зрению. В питомнике проводится до 60 таких плановых операций в год. Рожденные в питомнике щенки, получают клички по алфавиту с племенной приставкой (питомнику дано право клеймить собак). В 45 дней с ними проводится первое тестирование «по Волхарду». Хотя это не является 100-процентной гарантией того, что собака вырастет пригодной к профессии поводыря, но какие-то выводы позволяет сделать.

ТЕСТ ПО ВОЛХАРДУ Проверяется:

  1. Следование за незнакомым человеком (потребность следования должна быть врожденной).
  2. Реакция щенка на удерживание его в положении на весу (он не должен быть скованным и испуганным, доверие к человеку, тоже врожденное качество).
  3. Отношение к незнакомому предмету (брошенному в угол, скатанному в шарик комочку бумаги). Он должен заинтересовать щенка, вплоть до попытки апортировки.
  4. Реакция на громкие непривычные звуки (щенок не должен бояться незнакомого шума, желательно, чтобы он проявил интерес к его источнику).

Эти тесты позволяют приблизительно оценить заложенные в молодой собаке качества и тенденции. Их потом можно будет развивать. Когда щенкам исполняется 3-4 месяца, они снова проходят тестирование. В этом возрасте их передают на руки воспитателям, которые проверяют реакцию на других животных, например, на кошку. Киски здесь местные, привыкшие к этой процедуре, абсолютно здоровые физически и лояльные к собакам. Кошку на шлейке проводят мимо щенка, а воспитатель наблюдает за его реакцией и за концентрацией на человека. Если щенок отвлекается на незнакомое явление, это — естественно, так и должно быть, но он при этом должен легко переключаться на человека (внимание привлекается подзывом, подергиванием поводка). Учитывается способность быстрого переключения. Если превалирует ярко выраженный добычный инстинкт, то в течение 2 недель воспитатель занимается с собакой и вновь сдает тесты. Чаще всего результат позитивный. Но бывают особи, у которых охота «в крови», такие выбраковываются. Их продают или отдают в дар. Главная цель школы — снизить процент выбраковки, чтобы в работу переходило максимальное количество полученных щенков.

За воспитателями закреплены щенки в возрасте от 3 до 10 месяцев. Дрессировка в их должностные обязанности не входит. Основные задачи воспитателей — уход, кормление, содержание, воспитание. Они отвечают также за адаптацию щенков в новых условиях, за их социализацию. У воспитателей большая нагрузка, в среднем на каждого приходится 8-10 «ребятишек». За каждой собакой по достижении ей 10 месяцев приказом закрепляется инструктор. На каждого приходится примерно по 5-6 голов. Инструкторы отвечают за специализацию собак — поводырей. Каждый из них должен подготовить и передать незрячим людям 6 собак в год.

До 2,5-3 недель щеночки «едят» маму. С 3 недель назначается прикорм (сырой мясной фарш, смешанный с лиофилизированной плазмой крови). Плазма содержит иммуноглобулин IgM, витамины, микроэлементы. Укрепляет иммунную систему. Даже если у матери совсем нет молока, добавление этой плазмы в рацион способствует формированию очень стойкого иммунитета. Разбавленная водой плазма заменяет в прикорме материнское молоко. Прикорм — это первый этап социализации. Получение пищи от человека, приучение к рукам, запаху, словом, социализация ведется практически с рождения. «Лялек» берут на ручки, разговаривают, массируют им спинки и животики, проводят гигиенические процедуры. До одного месяца щенки учатся есть самостоятельно. В их рационе — сырое мясо, крупы (рис + гречка), плазма, витамины. С полутора месяцев щенков начинают переводить на сухие корма и пресервы. Бюджет позволяет использовать дорогие кормовые бренды. Смешанное питание рекомендуется до 3 месяцев, а потом кормление исключительно промышленными кормами. При передаче собаки незрячим, не рекомендуется переходить на другой рацион. Вода собакам дается фильтрованная, и вся пища готовится только на ней.

В 3 недели щенки чипируются. Когда собака передается незрячему владельцу, код микрочипа вносится в документы. Поэтому найти потерянную или переданную чужим людям собаку возможно. Обычно незрячие очень любят своих собак и по собственному желанию редко с ними расстаются. Но, к сожалению, случаются и возвраты. Обычно собака возвращается в случае гибели хозяина или по причине серьезного заболевания (так была возвращена собака с сахарным диабетом). Бывает, что новый владелец недоволен характером собаки или трудностями, связанными с ее содержанием (шерсть). Иногда люди ожидают чуда, свято веря во всемогущество: cобаки — проводника. Но чудес не бывает, собака не может заменить потерянное зрение. Чувство cильного разочарования может привести к отказу. Обычно такие люди отказываются от собаки еще в Школе, на стадии передачи. Они взвешивают свои силы и возможности и понимают, что не готовы к такой ответственности. Очень редко бывает, что тандем не получается из-за несовместимости характеров собаки и человека. Виноват в противостоянии обычно человек, но в исключительных случаях можно подобрать ему другую собаку. Иногда приезжают совсем не социализированные клиенты, которым трудно приспособиться к условиям, не вписывающимся в границы их личного тесного мирка. Таких людей приходится учить долго, они и к собакам привыкают трудно. Очень часто инвалиды начинают капризничать. У овчарки не стоит ухо, или лабрадор не того окраса, о котором мечталось. Кто-то даже начинает скандалить по этому поводу, но к этому в Школе отнюдь не снисходительны. Такие причины не могут быть поводом для обмена.

В питомнике Школы собак-поводырей чистота, порядок, здоровые и ухоженные животные, современные оборудованные кухни и операционная. Это следствие отношения к делу, которому ты служишь. Вера в то, что важнее этого дела нет ничего на свете. Она помогает работникам питомника оставаться добрыми, чуткими и отзывчивыми к людям и животным. Она делает их высококвалифицированными профессионалами и добросовестными служащими. И эта вера вызывает чувство глубочайшего уважения к ним за их нелегкий и такой нужный труд.

При копировании материала ссылка на сайт Друзья собак обязательна





 

Администратор:

Hosted by uCoz