Кнопка


Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка
Кнопка

Кнопка

Условные рефлексы и их роль в обучении собак

Условные рефлексы вырабатываются в процессе онтогенеза, носят приспособительный характер, т.е это индивидуальная память животного. Обучение и инстинкт - это два способа ответа на окружающий мир, набор адаптивных реакций, отбор которых происходит в ходе обучения.

Вспомним исследователя-физиолога И.И.Павлова. И.И.Павлов, изучая реакцию животных на корм сделал вывод, что секреция пищеварительных желез начинается не на корм, а ещё раньше до этого. Это может быть что угодно: звук шагов человека, несущего корм (значимый раздражитель - пища, звонок (индиферентный раздражитель) и так далее. Между индиферентными и значимыми раздражителями в мозгу (очаг возбуждения) образуется временная связь

Известные формы обучения

Привыкание - снижение реакции на стимул. Собаку научили садиться и давали за это лакомство. Она запомнила это и уже садиться перед вами просто так - "попрошайничает". Вы не даёте ей лакомство, она не хочет делать что-то "даром", т.е реакция угасает (если речь идёт о профессиональной дрессировке, то, как правило, идёт закрепление рефлекса, именно, когда собака выполняет команду без лакомства, только за словесное поощрение.

Классическое обучение - По Павлову стимул (еда)+ добавочный стимул (звонок) = слюноотделение

Инструментальное или оперативное обучение - с помощью какого-нибудь положительного или отрицательного подкрепления. Часто то, что собака делает сама собой подкрепляется лакомством, и у неё вырабатывается рефлекс. Например, при обучении собак поклону (используется её естественное потягивание). Используется также при выработке команд, например "Сидеть", если собака не садится, то применяется механическое воздействие - нажим на холку

Латентное обучение - скрытая форма, происходит за счёт исследовательского инстинкта собаки (новые маршруты, запахи, и так далее). Подкрепление здесь отсутствует, ими служит новая обстановка.

Инсайт-обучение или озарение - известен случай, когда собака, умеющая подносить предметы, обладающая хваткой, долгое время не могла открыть дверь на кухню, откуда исходили приятные запахи (но дверь открывалась не наружу, которую можно было просто толкнуть мордой), и тут она схватила ручку двери и потянула на себя, дверь открылась с первого раза и на это выработался моментально условный рефлекс. В этом есть и элементы рассудочной деятельность у животных.

Импринтинг - чувствительные периоды, короткие по времени.

При обучении собаки следует учитывать её возраст, а также то, на что у неё быстро вырабатывается рефлекс на пишу или игру ( у молодых собак чаще всего преобладает игровое поведение). Собаки могут различать интенсивность тона, слышать ультразвук (их можно приучить прибегать на сигнал ультразвукового свистка).

Рассудочная деятельность у собак

Есть ли у животных мышление? Их сложные комбинации инстинктов и условных рефлексов и есть мышление? Данные многих экспериментов в эту схему не укладываются. Человек в ходе эволюции овладел мышлением и обладает высшей формой памяти - словесно-логической, которая позволяет нам абстрактно мыслить. Все позвоночные, начиная от рыб до обезьян, имеют те же формы памяти (кроме высшей), что и человек: образной, эмоциональной, условно-рефлекторной. И у животных должны быть предпосылки рассудочной деятельности, о чём учёные спорили в течение всего XX-го века. В книге "Физиология поведения" И.С. Бериташвили (ученик И.Павлова) (1947 год) писал, что в мозгу у животных образуются образы объектов в связи с их положением в пространстве.

Рассудочная деятельность - это способность животных решать задачи с учётом всей ситуации в целом, столкнувшись с ней впервые и, выбрав правильную модель поведения, чем она и отличается от обучения. В изучение этого вопроса большой вклад внёс профессор Московского Государственного Университета Л.В.Крушинский. Он впервые ввёл понятие "элементарная рассудочная деятельность", и доказал, что животные обладают ею умеют оперировать размерами, объёмами и формами.

Для рыб исчезнувшая приманка исчезает навсегда. У псовых ( в том числе лисы, волки, собаки) - есть способность следить за движущимся объектом, даже если он временно исчезает, они как бы мысленно прочёркивают траектории его движения. Это называется
Экстраполяция - опережение. И с этой задачей хорошо справляются псовые, уступая лишь обезьянам. И эта задача не так проста, как кажется на первый взгляд.

Разница между рассудочной деятельностью и инсайтом (озарение), наверное, в том, что в первом случае у собаки ситуация происходит однократно и у неё не вырабатывается условного рефлекса, а во втором случае рефлекс вырабатывается мгновенно, закрепляется и не требует повторных попыток. У охотничьих собак есть такое качество, как предугадывать увёртки зайца. Охотники это называют "мастерство" - собаки решают задачу в данном случае не без помощи человека

Как наследуется поведение?

С веками шёл отбор на поведенческие реакции собаки. Есть ли зависимость собаки от её экстерьера (размер, окрас)? Многие собаки, накапливая опыт, навыки, сталкиваются с ситуациями, где одной дрессировки мало. Это относится к пастушьим собакам (собрать стадо, разбить его на определённые группы, найти, вернуть отставших животных). В ходе исследований в 60-х годах Л.В.Крушинский вывел 3 группы (исследования проводились на В.Е.О (восточно-европейских овчарках) и эрдельтерьерах)

  1. собаки не лают и не кусаются (не пытаются укусить) на постороннего человека - собаки без агрессии
  2. собаки лают, но не кусают
  3. собаки и лают и кусают

Собаки были необученные. Полученные результаты были следующие:

  • 52% овчарок - реакция 2-3-го типа
  • 23% эрделей - реакция 2-3-го типа (больше 2-го типа)

Такая реакция развивается в возрасте 4-6 месяцев, и если она необходима в дальнейшем (розыскные собаки, собаки на свободном окарауливании), то её необходимо развивать.

Отсутствие агрессии имеет следующие причины:

  • наследственный характер
  • щенячья трусость (остаётся на всю жизнь)
  • не уравновешенная собака со слабой нервной системой (боязнь выстрела, громов и так далее)
  • ошибки дрессировщика в воспитании
  • болезнь собаки

К оборонительному поведению относятся два типа: активный - бегство, пассивный - замирание на месте. У животных оборонительное поведение от возбудимости нервной системы, а возбудимость есть свойство нерной системы. Чем выше возбудимость, тем выше проявление оборонительной реакции в той или иной форме.

Митохондриальная ДНК волчьего обнаруживается у овчарок и пуделей старых пород, что говорит о том, что многие породы собак пытались улучшить, прививая кровь волков. Гибриды, как правило неудачные, как и плохо сочетающиеся породы, которые пытаются скрестить (линии). Волки, как и все дикие псовые, не проявляют агрессии к человеку, за исключением отдельных случаев.

Были попытки скрещивания собаки и шакала (Метод кроссфостеров) - сука собаки + самец шакала и самка шакала + кобель собаки. Их потомки скрещивались между собой (подкладывали шакалят собакам, а щенков - самкам шакала). Гибриды 4-го и далее поколений отличались тонким чутьём, но боялись шума, грохота, незнакомых помещений). Шпицеобразные собаки (африканский бассенджи) не лают, могут выть. Это тоже пример наследственности поведенческих реакций.

Для того, чтобы от дрессированной собаки рождались щенки хорошо обучаемые (щенков, которых не надо дрессировать, они мол сами всё умеют по наследству от родителей, таких нет - не верьте, пожалуйста!), необходима селекция, в которой лежит генетически обусловленная подвижность нервных процессов.

При копировании материала активная ссылка на сайт Друзья собак обязательна!




Собачий рейтинг на Security-dog.org Рейтинг зоосайтов ЗооТоп100

 

Администратор:

Hosted by uCoz